06.10.2012 Формирование здорового и безопасного образа жизни
Педагогический проект «Питайся правильно»
Давно принято считать, что учитель – сеятель, что он призван «сеять разумное, доброе, вечное». Но что и как из посеянного вырастет? Ответ на этот вопрос остается в тени. А ведь это очень важно: как взрастить посеянное.
Знания, опыт, житейская мудрость – вот семена вдохновенного сеятеля.
Даже не сеятеля, а садовника. Вспомните, как поражает нас упрямое, настойчивое стремление тонкой, хрупкой травинки пробиться сквозь грубую почву, порой сквозь асфальт. Так и человеческая духовность стремится пробиться сквозь грубую коросту меркантильного времени, жестких антигуманных социальных приоритетов. Как все живое питается солнцем, так любовью, милосердием, состраданием живет душа. Трудно вырастить интеллектуала с богатым внутренним миром и прекрасной душой.
Сегодня нам, нашей стране нужны физически, морально здоровые, с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать именно таких личностей, а, вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Одна из первых задач педагога – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье. Считаю, что очень важно на своём личном примере демонстрировать здоровый образ жизни. Только в этом случае мы можем надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Когда я знакомлюсь с детьми, то ставлю задачу перед собой и перед ребенком. Мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка они будут своими, а у меня – своими), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша.
Педагогический проект «Питайся правильно» осуществляется в школе № 153 уже несколько лет. Выбор темы проекта оказался не случайным. После беседы с родителями и детьми, пришла к выводу о том, что только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны. Тогда задумалась над тем, какие факторы влияют на здоровье семьи?
В результате бесед и споров сделала вывод о том, что главными факторами, влияющие на здоровье семьи, являются:
· Душевное благополучие, благоприятный психологический климат в семье;
· Физическое здоровье;
· Правильное и здоровое питание.
Цель проекта: дать начало представлению о правилах и принципах правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья; помочь подрастающему поколению сделать выбор в пользу полезных для здоровья продуктов питания .
Задачи проекта:
1.создать материально-техническую и методическую базы;
2.организовать систему работы с детьми;
3.сформировать у школьников представление о здоровом питании, полезных продуктах питания;
4.развивать самостоятельность, настойчивость в поисках ответа на поставленные вопросы;
Моя работа началась с диагностики для выявления уровня сформированности понятий о правильном питании у родителей и учеников, о пользе разных продуктов , о значении рационального питания в жизни семьи; с выяснения уровня здоровья детей. При диагностировании дети и родители дали ответы на одни и те же вопросы, заполнили анкету «Моё здоровье», что позволило определить, какое значение имеет правильное питание в их жизни, выявило отношение обучающихся к своему здоровью, их понимание важности правильного питания.
Проект было решено реализовать в четыре этапа:
1 этап. Подготовительный (определение темы, цели, содержания проекта)
Занятия проводились в занимательной форме по следующим темам: «Давайте питаться правильно»(занятие-лекция), «Овощи, ягоды, фрукты – самые полезные продукты», «Умеем ли мы правильно питаться», «Каша к завтраку нужна, каша каждому важна»(занятие с элементами театрализации); «Завтрак в моей семье», «Цена ломтика хлеба»
(занятие-беседа), «В гостях у молока», «Мы за чаем не скучаем» (конкурс-соревнование); «Собираем урожай» (игра-путешествие), «Здоровое блюдо моей семьи», «Меню школьной столовой», «Семейные рецепты салатов из овощей и фруктов».
Формы проведения занятий: инсценировка сказки «Колобок», «Сказки про репку», игра «Что разрушает здоровье и что укрепляет?», соревнование семейных команд, игра-путешествие, практические занятия «Кулинарное путешествие».
2этап. Планирование работы. Выработка плана действий, распределение ролей, заданий по направлениям деятельности; изучение источников информации (книги, энциклопедии, беседы).
План действий: анализ проблемы (что мы знаем),обсуждение альтернативы(что нам поможет узнать).
3этап. Сбор информации (анализ плана действий и полученных данных, работа с материалом, его уточнение и оформление.)
Процесс реализации педагогического проекта представляет собой систему работы творческих групп из родителей, детей и учителя.
Творческие группы:
· «Журналисты»: анкетирование семей и интервьюирование учащихся и работников школы «Что такое здоровое питание?»; беседа со специалистами и работниками школьной столовой об организации правильного и рационального питания;
· «Художники»: изготовление коллажа из этикеток, обёрток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания; оформление плаката «Вкусной и здоровой пище — да, химии — нет!»;
· «Артисты»: инсценирование стихотворения Н.Семенова «Спор овощей»;
· «оформители»: изготовление буклета «Питайся правильно», «Полезные продукты питания».
4этап. Презентация проекта.
Достигнутые результаты:
· овладение теоретическими понятиями в области правильного питания;
· знания основополагающих принципов здорового образа жизни;
· умение ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
· педагогический проект представлен на образовательной выставке «УчСиб-2012»( диплом 3 степени).
Результативность опыта работы по данному проекту
Использование предложенного проекта вызвало реальные изменения в поведении детей в отношении собственного питания. Они стали соблюдать режим питания, самостоятельно контролировать соблюдение правил гигиены, отдавать преимущество при выборе продуктов наиболее полезным для здоровья. А дети о своем здоровье сейчас говорят: «Если мы сами не позаботимся о своем здоровье, никто за нас это не сделает», «Главный путь к здоровью – спорт, знание строение своего тела и правильное питание».
Л.В. Андрющенко,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 153
Дзержинский район