06.10.2012 Формирование здорового и безопасного образа жизни

Педагогический проект «Питайся правильно»

 Давно принято считать, что учитель – сеятель, что он призван «сеять разумное, доброе, вечное». Но что и как из посеянного вырастет? Ответ на этот вопрос остается в тени. А  ведь это очень важно: как взрастить посеянное.

Знания, опыт, житейская мудрость – вот семена вдохновенного сеятеля.

Даже не сеятеля, а садовника. Вспомните, как поражает нас упрямое, настойчивое стремление тонкой, хрупкой травинки пробиться сквозь грубую почву, порой сквозь асфальт. Так и человеческая духовность стремится пробиться сквозь грубую коросту меркантильного времени, жестких антигуманных социальных приоритетов. Как все живое питается солнцем, так любовью, милосердием, состраданием живет душа. Трудно вырастить интеллектуала с богатым внутренним миром и прекрасной душой.

Сегодня нам, нашей стране нужны физически, морально здоровые,  с нравственными устоями личности, которые смогут ставить нравственные цели и достигать их. Независимо от преподаваемого предмета учитель должен воспитывать именно таких личностей, а, вернее, учить детей, как стать личностями, которые смогут поставить нужные цели и не побоятся сложностей, связанных с их достижением, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

      Одна из первых задач педагога – научить детей с самого раннего возраста  ценить, беречь и укреплять  своё здоровье.  Считаю, что очень важно на своём личном примере демонстрировать здоровый образ жизни. Только  в этом случае мы можем надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Когда я знакомлюсь с детьми, то ставлю задачу перед собой и перед ребенком. Мы оба находимся в начальной точке пути, и каждый из нас знает, что нам придется столкнуться со многими сложностями (у ребенка они будут  своими, а у меня – своими), но если мы будем вместе, то обязательно дойдем до победного финиша.

Педагогический проект «Питайся правильно»  осуществляется  в школе № 153 уже несколько лет. Выбор темы проекта оказался не случайным. После беседы с родителями и детьми, пришла к выводу о том, что только здоровая  семья может  быть по-настоящему счастливой, воспитать  достойных граждан своей страны. Тогда  задумалась над тем,  какие факторы влияют на здоровье семьи?

В результате  бесед  и споров    сделала  вывод о том,  что главными  факторами, влияющие на здоровье семьи, являются:

·        Душевное благополучие, благоприятный  психологический климат в семье;

·        Физическое здоровье;

·        Правильное  и здоровое питание.

Цель проекта: дать начало представлению о правилах и принципах правильного  питания как составной части сохранения и укрепления здоровья; помочь подрастающему поколению сделать  выбор в пользу  полезных  для здоровья продуктов питания .

  Задачи проекта:

1.создать материально-техническую  и методическую базы;

2.организовать систему работы с детьми;

3.сформировать у школьников представление о здоровом питании, полезных продуктах  питания;

4.развивать самостоятельность, настойчивость в поисках ответа на поставленные вопросы;

Моя работа началась  с диагностики для выявления уровня сформированности понятий о правильном питании у родителей и учеников,  о пользе разных продуктов , о значении рационального питания в жизни семьи;  с выяснения уровня здоровья детей. При диагностировании дети и родители дали ответы на одни и те же вопросы, заполнили анкету «Моё здоровье», что позволило определить, какое значение имеет правильное питание в их жизни, выявило отношение обучающихся к своему здоровью, их понимание  важности правильного питания.

Проект было решено реализовать в   четыре этапа:

1 этап.  Подготовительный  (определение темы, цели, содержания проекта)

Занятия проводились в занимательной форме по следующим темам: «Давайте питаться правильно»(занятие-лекция), «Овощи, ягоды, фрукты – самые полезные продукты», «Умеем ли мы правильно питаться», «Каша к завтраку нужна, каша каждому важна»(занятие с элементами театрализации); «Завтрак в моей семье», «Цена ломтика хлеба»

(занятие-беседа), «В гостях у молока», «Мы за чаем не скучаем» (конкурс-соревнование); «Собираем урожай» (игра-путешествие), «Здоровое блюдо моей семьи», «Меню школьной столовой», «Семейные рецепты салатов из овощей и фруктов».

Формы проведения занятий: инсценировка   сказки «Колобок»,  «Сказки про репку», игра «Что разрушает здоровье и что укрепляет?», соревнование семейных команд,  игра-путешествие, практические занятия «Кулинарное путешествие».

2этап.  Планирование работы. Выработка плана действий, распределение ролей, заданий по направлениям деятельности; изучение источников информации (книги, энциклопедии, беседы).

План действий: анализ проблемы (что мы знаем),обсуждение альтернативы(что нам поможет узнать).

3этап. Сбор информации (анализ плана действий и полученных данных, работа с материалом, его  уточнение и оформление.)

Процесс реализации педагогического проекта представляет собой систему  работы творческих групп из родителей, детей  и учителя.

Творческие группы:

·        «Журналисты»: анкетирование семей и интервьюирование учащихся и работников школы «Что такое здоровое питание?»; беседа со специалистами и работниками школьной столовой об организации правильного и рационального питания;

·        «Художники»: изготовление коллажа из этикеток, обёрток, упаковок продуктов правильного и неправильного питания; оформление плаката «Вкусной и здоровой пище — да, химии — нет!»;

·        «Артисты»: инсценирование стихотворения Н.Семенова «Спор овощей»;

·        «оформители»:  изготовление буклета  «Питайся правильно», «Полезные продукты питания».

4этап. Презентация проекта.

Достигнутые   результаты:

·        овладение теоретическими понятиями в области правильного питания;

·        знания основополагающих принципов здорового образа жизни;

·        умение ориентироваться в ассортименте продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;

·        педагогический проект представлен  на образовательной выставке «УчСиб-2012»( диплом 3 степени).

Результативность опыта работы по данному проекту

Использование предложенного проекта вызвало реальные изменения в поведении детей в отношении собственного питания.  Они стали соблюдать режим питания, самостоятельно контролировать  соблюдение правил  гигиены, отдавать преимущество при выборе продуктов наиболее полезным для здоровья. А дети о своем здоровье сейчас говорят: «Если мы сами не позаботимся о своем здоровье, никто за нас это не сделает», «Главный путь к здоровью – спорт, знание строение своего тела и правильное питание».

Л.В. Андрющенко,

 учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 153

Дзержинский район