Технологическая карта урока по литературному чтению, разработанного учителем начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ №153
Абдурахмановой Ириной Геннадьевной
Класс |
3 |
Предмет |
Литературное чтение |
Тип урока |
Урок формирования новых знаний |
Форма урока |
Урок-инсценировка |
Тема урока |
Русские народные песни |
Имя урока |
«Вникайте в творчество народное!» |
Цель |
Углубить знания детей о русском фольклоре. |
Задачи |
1. Дать представление о жанре русской народной песни и народном празднике. 2. Развивать грамотную устную речь, умения анализировать, сравнивать, воспринимать художественный текст. 3. Воспитывать нравственные качества, прививать интерес к истории родной страны, уважение к ее традициям. |
Методы |
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
|
Форма работы |
Фронтальная
|
УМК |
«Школа России» |
Оборудование |
Экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, маски. |
Время проведения |
7 декабря, 14.00, продолжительность 40 мин. |
Структура урока |
1. Организационный момент 2. Актуализация знаний 3. Введение новых знаний 4. Первичное закрепление 5. Итог урока. |
Ход урока
Деятельность учителя |
ТСО |
I. Орг. Момент Здравствуйте! Приглашаю вас на урок литературного чтения.
II. Актуализация знаний. Постановка цели.
«Слово рассыпалось». Соберите его.
Фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость, знание». Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Вспомним, какие жанры УНТ нам известны.
1. Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?
Береги нос в сильный мороз. В зимний холод всякий молод.
Какой это жанр?
2. Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Зима)
Меня не растили - из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза - угольки, руки - сучки. Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба)
Ёжик на неё похож, Листьев вовсе не найдёшь. Как красавица, стройна, А на Новый год - важна. (Елка) Какой это жанр?
3. Прочитайте предложение. Зачем народ придумал скороговорки? Какой звук повторяется в скороговорке? Прочитаем скороговорку тихо, громко, еще громче. (Хором)
Три свиристели еле-еле свистели на ели
4. Сказки – следующий жанр. Отгадайте, к каким сказкам нарисована иллюстрация.
ВЫВОД: мы вспомнили, с какими жанрами УНТ были знакомы.
А сегодня на уроке мы поговорим о русских народных песнях. Люди всегда на Руси пели песни. Пели песни по разным случаям. Послушайте одну из них.
III. Изучение нового материала.
1. В каком случае могли исполнять эту песню? Это плясовая или хороводная песня.
2. А эту песню не только пели, но и читали как стихотворение, сопровождая движениями рук и ног. Ты, мороз, мороз, мороз, Не показывай свой нос! Уходи скорей домой, Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмём, Мы на улицу пойдём, Сядем в саночки - Самокаточки. - Кому могли спеть эту песенку? Это песенка - потешка для игр с маленькими детьми.
3. – Послушайте следующую песню. Когда мама укладывает ребенка спать, она поет песню колыбельную.
4. Послушайте следующую песню. Это колядка -Что такое колядки? Это обрядовые песни. - «Колядками» называли и печенье, которое пекли в виде фигурок животных и птиц - «коровки», «козули» и др. Самую большую колядку уносили в хлев и оставляли до Крещения. На Крещение ее крошили в святую воду и кормили скотину, чтобы не болела, хорошо плодилась, знала дом. Остальными «колядками» награждались ряжаные и колядовщики приходящие в дом за их песни.
Нет ни одного праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, примет, обрядов, как Святки. С 7 по 14 января – «святые вечера» С 14 по 19 января – «страшные вечера»
В «святые вечера» молодежь каталась на санях, развлекалась, затевала скоморошины. В «страшные вечера», по представлению людей, нечистая сила становится очень активной. Для того, чтобы избежать столкновения с ней, молодые люди, как правило парни, подражали нечистой силе. Они вовсю чудили: закладывали чем попало ворота, так что было не выйти на улицу, забирались на крыши домов и закрывали досками трубы – при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах все знали и относились к ним снисходительно. Во время Святок запрещалось ссориться, ругаться, сквернословить, совершать предосудительные поступки. Все обязаны были делать друг другу только приятное. Основным занятием деревенской молодежи в святки было гадание. Гадали во все время святок, но особенно правдивым считалось гадания в страшные вечера. Существовали гадания с дровами, животными, хлебом, водой, ложками, солью, снегом, вениками, не говоря уже о зеркалах и блюдцах. Да и гадали порой в самых разных местах – под окнами, у проруби, в бане, на перекрестках. При этом хотели узнать не только о замужестве или женитьбе, но и о богатстве, судьбе, о жизни и смерти.
Один из таких обрядов – колядование. Колядованием назывался обход дворов группой колядовщиков с пением заклинательно - поздравительных песен. Наши предки верили в магию слова и считали, что все, о чем поется в песне в период зимнего солнцеворота, сбудется. Так что когда колядовщики дарили хозяевам добрые пожелания, они получали в ответ самое разное угощение, а то и деньги. Обход дворов совершали как люди в обычной одежде, так и ряженые. Обязательно среди ряженых были медведь с поводырем. По вечерам ряженые ходили в гости, пели, плясами и величали хозяев. Рядились все – молодые и старые, мужчины и женщины. В эти дни устраивались забавы, гадания, позволяли себе то, что в обычные дни считалось неприличным. Чтобы не быть узнанным, лицо либо разрисовывали сажей, либо наклеивали усы и бороду из пакли, либо надевали самодельные маски. Очень часто рядились в козу, медведя, старика или старуху, цыгана, солдата.
Ряженные - это не просто люди в маскарадных костюмах. Они символизировали силу тьмы, нечистую силу из мира мертвых. Главными масками среди ряженых были: волк, медведь, козел.
Маски символизировали следующее:
1. Маска медведя - богатство. 2. Маска козы – плодородие. 3. Маска коровы – долгую жизнь. 5. Маска лисы – хитрость. 6. Маски старика и старухи - опыт и связь поколений. Маски, кстати, тогда назывались «харями».
Коляда, коляда, Накануне Рождества. Колядка пришла Рождество принесла. Коляда, коляда, Радость, а не беда.
Коляда, коляда, Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом, Петушка с гребешком! Отворяйте, хозяева, сундучки, Вынимайте пятачки!
Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение(орехи, пряники, пироги). Угощать колядовщиков считалось обязательным. Доброму хозяину и пожелания были добрые.
С Колядою поздравляем, Счастья, радости желаем. Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось, Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Кто подаст пирога - Тому двор живота, Еще мелкой скотинки Числа б вам не знать!
Если же ничего не подавали (Я бы дал пирога – да мука дорога, мы бы дали сало, да самим мало), могли пропеть и такое: Кто не даст ни копейки - Завалим лазейки, Кто не даст лепешки - Завалим окошки, Кто не даст пирога - Сведем корову за рога.
(Разучивание колядок) Колядовщики собирали угощение, а потом шли чаевничать.
ВЫВОД: Кроме колядок, о каких песнях еще говорили?
Мало кто знает сейчас эти песни, но почему бы в веселой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей по лестничной площадке?.. А те за поздравления и шутки-прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами.
Инсценировка Давайте представим, что мы попали в такую избу, где хозяин и хозяйка уже готовы к встрече колядовщиков и ждут их. Выбираем бабку и деда (хозяйку и хозяина), ряженых колядовщиков. Разыгрываем сцену прихода ряженых в дом (текст колядок на доске).
Ряженые только с песней входят в дом. Хозяйка встречает их со словами: "Добрых гостей с добром встречаем!". Подает угощения. Колядовщики поют хвалебные песни. Уходят из дома со словами:
"Мира и богатства вам в Новом году!"
Спасибо за активную работу!
|
Слайд 1
2
|