муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №153»
sch_153_nsk@nios.ru тел. 271-02-65
Городской конкурс книгочеев «Звездный зов неведомых миров»
Номинация «Что мы узнаём новое о человеке, узнавая новое о космосе».
Размышляя над страницами книг
писателей-фантастов
Выполнила ученица 9 «б» класса Аводкова Лариса
Руководитель Скворцова Любовь Ивановна
Людей всегда привлекал космос. Кажущееся таким таинственным звездное небо на протяжении всего существования нашей планеты будто искало в человечестве тех, кто попытался бы его исследовать. А исследователи существовали всегда. Несомненно, были люди, мечтавшие попасть за пределы земной атмосферы. Кто не хотел узнать, а что там? Что там за облаками?
Вплоть до ХХ века люди вообще не представляли, как можно попасть в неизвестный для них мир. Но желание попасть в космос было настолько сильным, что появились те, кто в своих грезах начинал придумывать машины, называемые космическими кораблями, инопланетные формы жизни, различные технологии будущего... Те, кто сейчас известны, как писатели-фантасты. Само слово «фантастика» в широком смысле имеет множество определений. Если говорить о фантастике как о жанре художественной литературы, то в нем нет никаких условностей. Говоря иначе, можно писать все, что придумаешь.
Мечты о космосе породили в головах фантастов целые миры, со своими легендами и персонажами. В наше время космическая фантастика является одним из самых популярных жанров. Наиболее известные отечественные фантасты С.Лукьяненко, А. и Б. Стругацкие, Н. Перумов, К. Булычёв, Д.Биленкин.
Несомненно, Аркадия и Бориса Стругацких можно назвать основателями современной российской научно-фантастической литературы. Их совместная литературная деятельность началась в 1957 году. В 1962 году выходит одна из самых известных их повестей «Полдень, ХХII век» В этой повести описано будущее человечества, причем развивающееся по самому оптимистичному сценарию. Мир Полудня - мир справедливости, мир, где главные ценности - творческий труд и гуманизм. Позже появляются другие произведения их авторства: «Попытка к бегству», «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом», «Волны гасят ветер» и «Пикник на обочине».
Если говорить о моих любимых произведениях, то это точно будут книги Сергея Лукьяненко. Первой из его книг, которая попала мне в руки, была «Танцы на снегу». Она была прочитана на одном дыхании. В основе сюжета лежит вопрос о человеческих отношениях, власти и личной свободе. Главный герой – тринадцатилетний Тиккирей Фрост с малопригодной для жизни планеты Карьер. Из-за планетарных условий люди вынуждены все время находиться под защитным Куполом и оплачивать «социальный пай», то есть место под Куполом, питание и даже воздух. Не в силах оплатить «социальный пай» родители Тиккирея пользуются своим «конституционным правом на смерть», что продлило мальчику пай на 7 лет. Но потеряв родителей, Тикки решает покинуть родную планету, нанявшись «расчетным модулем» на космический рудовоз. Однако после двух перелетов герой разрывает контракт с командиром корабля и остается на новой планете, где знакомится со сверстником Лионом и секретным агентом, фагом с планеты Авалон, Стасем, который впутывает подростка в политические интриги Империи и планеты Иней, и судьба мира начинает вращаться вокруг главного героя и окружающих его людей.
Позже я нашла и другие книги Лукьяненко. Своими самыми любимыми могу назвать трилогию «Лабиринт отражений» и дилогию «Звезды - холодные игрушки». Эти книги - прекрасный пример космической фантастики. Подробно раскрытый мир, наличие инопланетных рас и технологий. Автор описывает один из возможных вариантов ближайшего будущего. Еще книга хороша тем, что сюжет постоянно меняется в самую неожиданную сторону, и сразу хочется узнать, что же последует за этим изменением. Также очень интересна идея - противостояние одного человека союзу «сильных» рас, борьба за выход человечества из числа «слабых».
Многие авторы в своих произведениях хотят сказать, что всегда нужно к чему-то стремиться и главное не останавливаться на половине пройденного пути. Люди понимают, что попасть в космос невозможно без долгих лет подготовки, потому многие находят в фантастической литературе тот самый недостижимый мир, который они мечтают увидеть собственными глазами. Можно сказать, фантастическая литература, в каком-то смысле, делает возможной связь человека с Космосом.
Новосибирск 2011