ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»
Г. А. Цукерман, доктор психологических наук
Критерии готовности ОУ к введению стандарта
-
разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
-
нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
-
приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
-
определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
-
разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ;
-
определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
-
разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
-
осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
-
обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает :
q воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
q переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
q ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
q признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;
q учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
q обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
q разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;
q гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.
Каким образом включить ученика в образовательный процесс?
Как помочь его самоопределению?
|
Только с
помощью
действия
|
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
? ставить цели,
? решать задачи,
? отвечать за результаты.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:
· Действие связано с принятием цели и принятием решения.
· Эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия.
· Сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Этапы формирования контрольно-оценочной деятельности
? 1 этап
? первые две недели 1 класса
|
Введение в школьную жизнь
|
? 2 этап
? 1 полугодие 1 класса
|
Освоение способов контроля
|
? 3 этап
? 2 полугодие 1 класса – 1 полугодие 4 класса
|
Использование средств контроля и оценки в разворачивании учебной деятельности
|
? 4 этап
? 2 полугодие 4 класса – 5 класс
|
Совершенствование действий контроля и оценки
|
Принципы контроля и оценки
? Принцип развития
? Задачный принцип
? Принцип рефлексии
? Принцип ведущей роли детских действий контроля и оценки
? Принцип преемственности между ступенями обучения
? Принцип открытости в процессе контроля и оценки
? Принцип накопительной оценки достижений учащихся
Инструментарий оценки
? Оценочное суждение
? Оценочные шкалы
? Качественный анализ
? Качественный анализ в процентах
? Портфель достижений
? Описание наблюдения
Действие ребенка в процессе обучения связано с передачей ему способов (системы средств) построения понятия.
Это возможно сделать лишь на особом содержании!
Содержание должно представлять систему, а не фрагменты.
Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика.
Это действие, выполнение которого требует изменения стереотипов, то есть самоизменения.
Важно, чтобы ребенок образовывал себя посредством взрослого
Важно развивать такие стороны:
1) рефлексию,
2) анализ,
3) планирование.
Они нацелены на самостоятельность человека, его самоопределение, действие.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Что важно знать и уметь учителю начального образования?
? знать принципы деятельностного подхода;
? уметь реализовать его на практике;
? освоить новую систему оценивания – критериальную;
? освоить принципы организации диалога на уроке.
Последовательная реализация ДП повышает эффективность образования по показателям:
? придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;
? более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
? возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
? существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;
? обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования УУД, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:
? от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению этой цели как формирования умения учиться;
? от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования;
? от изолированного изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач;
? от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения