I. Орг. Момент
Здравствуйте! Приглашаю вас на урок литературного чтения.
II. Актуализация знаний. Постановка цели.
«Слово рассыпалось». Соберите его.
Фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость, знание».
Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Вспомним, какие жанры УНТ нам известны.
1. Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?
Береги нос в сильный мороз.
В зимний холод всякий молод.
Какой это жанр?
2.
Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зима)
Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая? (Снежная баба)
Ёжик на неё похож,
Листьев вовсе не найдёшь.
Как красавица, стройна,
А на Новый год - важна. (Елка)
Какой это жанр?
3. Прочитайте предложение. Зачем народ придумал скороговорки?
Какой звук повторяется в скороговорке? Прочитаем скороговорку тихо, громко, еще громче. (Хором)
Три свиристели еле-еле свистели на ели
4. Сказки – следующий жанр. Отгадайте, к каким сказкам нарисована иллюстрация.
ВЫВОД: мы вспомнили, с какими жанрами УНТ были знакомы.
А сегодня на уроке мы поговорим о русских народных песнях.
Люди всегда на Руси пели песни. Пели песни по разным случаям. Послушайте одну из них.
III. Изучение нового материала.
1. В каком случае могли исполнять эту песню? Это плясовая или хороводная песня.
2. А эту песню не только пели, но и читали как стихотворение, сопровождая движениями рук и ног.
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки -
Самокаточки.
- Кому могли спеть эту песенку?
Это песенка - потешка для игр с маленькими детьми.
3. – Послушайте следующую песню.
Когда мама укладывает ребенка спать, она поет песню колыбельную.
4. Послушайте следующую песню.
Это колядка
-Что такое колядки?
Это обрядовые песни.
- «Колядками» называли и печенье, которое пекли в виде фигурок животных и птиц - «коровки», «козули» и др. Самую большую колядку уносили в хлев и оставляли до Крещения. На Крещение ее крошили в святую воду и кормили скотину, чтобы не болела, хорошо плодилась, знала дом. Остальными «колядками» награждались ряжаные и колядовщики приходящие в дом за их песни.
Нет ни одного праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, примет, обрядов, как Святки.
С 7 по 14 января – «святые вечера»
С 14 по 19 января – «страшные вечера»
В «святые вечера» молодежь каталась на санях, развлекалась, затевала скоморошины. В «страшные вечера», по представлению людей, нечистая сила становится очень активной. Для того, чтобы избежать столкновения с ней, молодые люди, как правило парни, подражали нечистой силе. Они вовсю чудили: закладывали чем попало ворота, так что было не выйти на улицу, забирались на крыши домов и закрывали досками трубы – при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах все знали и относились к ним снисходительно.
Во время Святок запрещалось ссориться, ругаться, сквернословить, совершать предосудительные поступки. Все обязаны были делать друг другу только приятное.
Основным занятием деревенской молодежи в святки было гадание. Гадали во все время святок, но особенно правдивым считалось гадания в страшные вечера. Существовали гадания с дровами, животными, хлебом, водой, ложками, солью, снегом, вениками, не говоря уже о зеркалах и блюдцах. Да и гадали порой в самых разных местах – под окнами, у проруби, в бане, на перекрестках. При этом хотели узнать не только о замужестве или женитьбе, но и о богатстве, судьбе, о жизни и смерти.
Святки наполнены множеством обрядов, которые должны были обеспечить благополучие, уберечь от бед, помочь заглянуть в будущее.
Один из таких обрядов – колядование.
Колядованием назывался обход дворов группой колядовщиков с пением заклинательно - поздравительных песен. Наши предки верили в магию слова и считали, что все, о чем поется в песне в период зимнего солнцеворота, сбудется. Так что когда колядовщики дарили хозяевам добрые пожелания, они получали в ответ самое разное угощение, а то и деньги.
Обход дворов совершали как люди в обычной одежде, так и ряженые. Обязательно среди ряженых были медведь с поводырем. По вечерам ряженые ходили в гости, пели, плясами и величали хозяев.
Рядились все – молодые и старые, мужчины и женщины. В эти дни устраивались забавы, гадания, позволяли себе то, что в обычные дни считалось неприличным. Чтобы не быть узнанным, лицо либо разрисовывали сажей, либо наклеивали усы и бороду из пакли, либо надевали самодельные маски. Очень часто рядились в козу, медведя, старика или старуху, цыгана, солдата.
Ряженные - это не просто люди в маскарадных костюмах. Они символизировали силу тьмы, нечистую силу из мира мертвых. Главными масками среди ряженых были: волк, медведь, козел.
Маски символизировали следующее:
1. Маска медведя - богатство.
2. Маска козы – плодородие.
3. Маска коровы – долгую жизнь.
5. Маска лисы – хитрость.
6. Маски старика и старухи - опыт и связь поколений.
Маски, кстати, тогда назывались «харями».
Коляда, коляда,
Накануне Рождества.
Колядка пришла
Рождество принесла.
Коляда, коляда,
Радость, а не беда.
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение(орехи, пряники, пироги). Угощать колядовщиков считалось обязательным. Доброму хозяину и пожелания были добрые.
С Колядою поздравляем,
Счастья, радости желаем.
Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось,
Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.
Кто подаст пирога -
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки
Числа б вам не знать!
Если же ничего не подавали (Я бы дал пирога – да мука дорога, мы бы дали сало, да самим мало), могли пропеть и такое:
Кто не даст ни копейки -
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки -
Завалим окошки,
Кто не даст пирога -
Сведем корову за рога.
(Разучивание колядок)
Колядовщики собирали угощение, а потом шли чаевничать.
ВЫВОД: Кроме колядок, о каких песнях еще говорили?
Мало кто знает сейчас эти песни, но почему бы в веселой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей по лестничной площадке?.. А те за поздравления и шутки-прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами.
Инсценировка
Давайте представим, что мы попали в такую избу, где хозяин и хозяйка уже готовы к встрече колядовщиков и ждут их.
Выбираем бабку и деда (хозяйку и хозяина), ряженых колядовщиков. Разыгрываем сцену прихода ряженых в дом (текст колядок на доске).
Ряженые только с песней входят в дом. Хозяйка встречает их со словами: "Добрых гостей с добром встречаем!". Подает угощения.
Колядовщики поют хвалебные песни. Уходят из дома со словами:
"Мира и богатства вам в Новом году!"
Спасибо за активную работу!
|