Самоанализ Т. М. Орловой
Самоанализ
Учителя начальных классов Т.М. Орловой
Являясь выпускницей факультета начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета, работаю в школе с августа 1988 года. Методическая тема, над которой я работаю в течение пяти последних лет, «Формирование информационной и коммуникативной компетенции младших школьников».
Эпоха, в которой мы живем, особая: она уже вошла в историю под знаком визуальной культуры. Поколение детей, родившихся и живущих в эту эпоху, уже не представляют, что когда-то у людей не было телевизора, видеомагнитофона, плейера, компьютера с Интернетом. Раньше люди больше общались друг с другом, писали письма, проводили время за чтением книг, газет. Чтение было и приятным отдыхом, и работой, и поводом собраться в кругу близких людей для обсуждения общих проблем, главным способом получения необходимой информации. Сегодня все по-другому. Телевизор и компьютер медленно, но верно отодвигают привычку получать нужную информацию из книг на второй план. Отсюда возникает ряд проблем перед людьми, занимающимися воспитанием и развитием детей. Школа есть тот общественный институт, который призван привить подрастающему поколению любовь и уважение к книге, желание и умение читать. В настоящее время, безусловно, школьники получают нужную информацию не только из книг, а через общение, из наблюдений, из Интернета, телевидения, радио. Но ведь и там ее нужно либо слушать, либо читать. Увы, уже в начальных классах констатируется факт, что дети стали читать меньше, а если и слушают, не всегда слышат нужную информацию. Современная школа, безусловно, находится сейчас в состоянии некоторой потери ориентации: нельзя воспитывать школьников по модели прошлого, а как это сделать по новой модели — трудно сказать. С одной стороны, литературные традиции классики нам нельзя потерять, с другой стороны, как изобрести новый способ общения, сотрудничества, сотворчества с учениками, которые находятся с малых лет в широком информационном поле. Какую же новую модель можно предложить учащимся?
В основе учебного и воспитательного процесса лежат метапредметные универсальные учебные действия (коммуникативные, познавательные и регулятивные) и, конечно, поиск необходимой информации, то есть чтение с разными целевыми установками. Чтение как ПОИСК, АНАЛИЗ, ИНТЕРПРЕТАЦАЯ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ для достижения целей. Информационное поле, в котором живет каждый человек, это среда повседневного и научного общения. Именно информационные и коммуникативные способности человека играют базовую роль в системе учебных дисциплин. Информация и язык усваиваются человеком не ради их самих, а как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления. С другой стороны, объем информации и способность ее применить в жизни являются главным потенциалом возможностей для общего развития личности.
Перед учителем начальных классов стоит множество задач в современном образовательном пространстве. Для успешной реализации многих их них, следует ориентироваться на то, что бы способствовало общему развитию.
В учебно-воспитательной деятельности ставлю следующую
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования информационно — поисковых и коммуникативных компетенций младших школьников.
Для достижения этой цели ставлю ЗАДАЧИ:
· развивать стремление к познанию окружающего мира;
· формировать стремление к самопознанию и самореализации в условиях активной деятельности;
· формировать и совершенствовать УУД как средство общего развития ученика;
· способствовать эмоциональному и творческому росту каждого ученика.
В основе ФГОС лежит системнодеятельностный подход, который предполагает организацию образовательной деятельности в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся через разнообразие организационных форм.
Начинаю свою работу с психологической установки на важность и значимость той деятельности, которая будет способствовать развитию обучающихся. При проектировании учебного процесса для достижения целей в существующих условиях считаю приоритетным определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса:
· формирование навыков устной или письменной речи;
· отбор учебного материала;
· определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся);
· прогнозирование возможных действий детей.
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:
u Принцип природосообразности (научности),
u Принцип гуманизации (доступности),
u Принцип демократизации (осознанности),
u Принцип комплексности (наглядности),
u Принцип культуросообразности (единство обучения и воспитания).
На протяжении обучения в начальных классах, можно утверждать, что изменяется восприятие, память, внимание, мышление, эмоциональная сфера, психологические процессы и свойства личности. Учителю необходимо знать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, опираться на эти знания в процессе обучения. В младшем школьном возрасте больше развито наглядно — образное мышление, чем логическое, дети запоминают конкретный материал, если он доступен и занимателен. В своей работе обязательно учитываю и слабость развития памяти, и трудности усвоения отвлеченного материала. Однако ориентируюсь не на слабые стороны психики, а на то, что младший школьник обладает большими интеллектуальными возможностями, чем те, которые он обычно обнаруживает (обучение должно вести развитие). Поэтому в своей деятельности использую такие методы:
· Частично-поисковый,
· Проблемный,
· Эвристический.
Суть этих методов в том, что перед учащимися ставится проблема ( учебная задача), которую совместно рассматриваем, намечаем способы решения, устанавливаем план действий, который ученики реализуют самостоятельно при минимальной помощи учителя, при этом активизируя весь запас имеющихся знаний и умений, и из него выбирают те, которые имеют отношение к предмету. Возникает необходимость наблюдения, анализа явлений с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставления каждой единицы с другой; обобщения итогов в виде определения понятия, правила или алгоритма решения учебной задачи. При этом активизируется поиск нужной информации и обмен мнением, так как каждый пытается предложить свою версию и доказать предположение. Это и есть один из способов мотивации коммуникации и поиска нужной информации. А самое главное, учащиеся ощущают себя первооткрывателями, думая, что именно они добрались до истины, используя свои возможности и знания, тем самым утверждаются в правильности выбранного пути, что немаловажно.
Мотивацию устной речевой деятельности на уроках создаю необычной формулировкой цели, интересной вступительной беседой, любопытным фактом из жизни, занимательными заданиями или дидактическими играми. (Приложение № ) На уроках гуманитарного цикла учу детей составлять подробный, краткий, выборочный, творческий пересказ, анализировать произведения, составлять рассказы по серии картинок, по иллюстрации в учебниках, по схемам и таблицам (Приложение № ). Стараюсь добиваться полных, логически правильно построенных ответов. На подготовительном этапе учу делить учебный материал на части, выделять главное, составлять разные виды планов, кратких записей (Приложение №). На всех уроках, как при объяснении нового материала, так при закреплении осуществляю личностно — ориентированный подход. Зная о том, что мышление имеет свои подструктуры (топологическая, метрическая, проектная, порядковая, алгебраическая), строю свои объяснения, ориентируясь на каждого ребенка и так, чтобы были задействованы все анализаторы (Приложение № ).
Одним из видов коммуникативной компетенции является слушание (аудирование). Очень важно научить ребят не только слушать, а слышать и запоминать нужную информацию не только от взрослых, но и от сверстников. При работе над литературным произведением для создания образа и эмоциональной окраски, использую аудиозаписи (музыкальные и речевые). Это способствует формированию восприятия красоты природы, нравственно-эстетического отношения к окружающему миру. Через проведение речевых разминок и орфоэпических упражнений углубляется понимание прочитанного, вырабатывается ускоренный темп чтения, постепенно увеличивается объем и количество прочитанного, интенсивно развивается умение переходить от чтения вслух к чтению про себя, усиливается дикция (Приложение № ).
Значительно сложнее мотивировать письменную речь, так как она зависит от ситуации, требует больше самостоятельного, волевого подхода, принуждает действовать более интеллектуально и абстрактно. Для школьников младшего возраста это достаточно сложно. Целесообразнее на начальном этапе действовать: по образцу, плану, опорным словам, знакам, символам, словарям (орфоэпическим, толковым, орфографическим, этимологическим). Очень важно научить добывать необходимую информацию самостоятельно, что облегчило бы процесс обучения. Совместно с библиотекарями провожу «Библиотечные уроки», которые приносят положительные плоды в поиске необходимой информации. Они включают в себя знакомство с библиотеками, знакомство с читательскими ориентирами,; осуществление библиографического поиска, составление информационного запроса, формирование понятия об аннотации, формирование ориентации в тексте, представление об ориентировочном аппарате книги, занятие «Непонятное слово» (работа со словарями), занятие «Хитрые вопросы» (пометки и закладки); оформление доклада, реферата, выступления, исследовательского проекта. (Приложение № )
Продуктом занятий является «Читательский дневник» и «Классные проекты», которые включают в себя сохранение и перекодировку (таблицы, схемы, конспекты, планы разных видов) полученной информации для дальнейшего использования (сочинение, выступление, памятка и т.д.) (Приложение № ). На таких занятиях ребята научились работать не только с источниками информации, но сотрудничать в парах, группах, командах, с взрослыми.
Проектная деятельность тоже тесно связана с библиотеками. Выбор темы, подбор литературы, различных иллюстративных материалов школьники осуществляют на «Библиотечных уроках». Тем самым учащимся показывается путь самообразования, чего и требует от учителей ФГОС. (Приложение № )
Считаю своей задачей не навязывать собственные знания, а создавать условия для возникновения внутренней активности и сформировать положительную мотивацию. Итак, от простого к сложному и, наоборот, от ясного и непонятного к воображаемому и загадочному, от интересного и непонятного к понятному, от прогноза и гипотезы, от домысливания, от группирования по признаку и так далее.
Комплексное использование методов и разнообразных форм дает возможность кому-то из учеников самостоятельно справляться с заданиями и полностью, усвоить материал на данном этапе, кому-то еще требуется поддержка учителя или одноклассника, выступающего в роли учителя. Следовательно, становится необходимым разноуровневый подход к формированию компетенций. Практикую систему групповых заданий, привлекаю сильных учеников в качестве консультантов слабоуспевающих (работа в парах, тройках, командах). Развивается умение рассуждать, объяснять, доказывать, оценивать свои способности и способности своего одноклассника, регулируются взаимоотношения и толерантное поведение. (Приложение № )
В своей работе нахожу оптимальный вариант методики обучения каждого ученика. Для этого использую результаты диагностики уровня обучаемости и обученности, что позволяет организовывать обучение ребёнка в зоне ближайшего развития и оказывать ему минимально необходимую помощь со стороны учителя. Для этого
· даю дополнение к заданию в виде схемы;
· помогаю найти алгоритм решения;
· указываю причинно-следственные связи, необходимые для выполнения задачи;
· предупреждаю о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах и др.
Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии: активно использую ИКТ. Уроки сопровождаются не только презентациями демонстрационного плана ( выполненными в программе Power Point), но используются возможности интерактивной доски (презентации выполнены в программе Smart Notebook), где учащиеся могут показать свои способности и умения при использовании компьютера: умение ориентироваться в значка доски, делать открытия и предположения, когда данные закрыты шторками, использовать художественное перо, выбирать правильные ответы в викторине и т.д. Школьники уже привыкли приносить полученную информацию или готовые проекты, выступления в электронном виде на флешкартах. При индивидуальном обучении в сложившихся ситуациях (необходимое стационарное обследование) использую возможности Skype, тем самым удается создать условия непрерывности учебного процесса, и данный способ является одним из видов моральной поддержки. Кроме того результаты (отметки), домашние задания, объявления размещаю на сайте «Дневник.ру». Электронный дневник — это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одну из главных проблем школы – информативность. Провела родительские собрания по темам с использованием ИКТ, подготовила в виде презентаций материал по темам:
«Особенности учебников, по которым учатся ваши дети»;
«Утомляемость ребенка: как с ней бороться»;
«Поощрение и наказание в семье»;
«Как научить ребенка говорить правду»;
«ОРКиСЭ – новый предмет»
С коллегами и некоторыми родителями общаюсь по электронной почте (tm_orlova@mail.ru), обмениваюсь мнениями в блогах. Мои разработки по проектной деятельности размещены на страницах сайта «NovoViki».
В современной обстановке, учителю необходимо использовать и здоровье сберегающие технологии. В учебном процессе разумно и целесообразно чередую разнообразные формы деятельности, позволяющие учащимся не переутомляться, не напрягать зрение, следить за осанкой. Использую разработки «Разговор о правильном питании»(1-2 класс), «Две недели в лагере здоровья» и «Все цвета, кроме черного» (3-4 класс). Данные материалы формируют у школьников представление о здоровом образе жизни, поведении и отношениях с окружающими. Во внеурочной деятельности зимой, каждую неделю, с учащимися в парке ходим или соревнуемся на лыжах, а затем вместе пьем горячий чай и обмениваемся впечатлениями. Кроме того совместно с родителями заключили договор с компанией БиоВеста. Каждый месяц учащиеся пьют их продукцию БифилинМ с живыми бифидобактериями. Тем самым мы укрепляем иммунитет, снижаем заболеваемость, особенно в межсезонье.
На летние каникулы ребятам предлагаются интересные задания, которые требуют от них наблюдательности:
· «Напиши письмо» (« Удивительная история», «Экзотическое местечко», «Лучший день»). По результатам этих писем в первые дни сентября коллективно оформляется газета «Наше лето», из которой одноклассники могут узнать, где каждый отдыхал и что с ним приключилось. «Удивительные истории» и «Лучший день» оформляются в виде книжки, которую может прочитать каждый из класса. Она переходит из рук в руки в течение четверти или полугодия. Ребята тем самым узнают друг друга ближе, есть возможность продемонстрировать свои способности как рассказчика и поделиться интересной информацией (Приложение № );
· «Я исследователь» (Проекты «Части цветкового растения»(1 класс), «От семени до семени»(2 класс), «Животные рядом»(3 класс)) Выполнение проектов позволяет опытным путем узнать о природе факты, открыть тайны растительного и животного мира, увидеть и запечатлеть моменты удивительных превращений и круговорота жизни. Никакие картинки или статьи в энциклопедиях не заменят личных наблюдений. Данные работы оформляются в виде выставки, которую могут посмотреть не только одноклассники, а ребята всей начальной школы (Приложение № ).
Внеклассная жизнь ребят также насыщена поиском информации и обменом ею. Классный коллектив поделен на группы, которые в течение одной четверти выполняют одно задание: «Информатики», «Мастера», «Физкультурники», «Искусствоведы», затем меняются.
«Информатики» занимаются поиском и готовят публичное выступление перед классом на интересующую тему.
«Мастера» изготавливают и демонстрируют поделки с подробным объяснением.
«Физкультурники» разрабатывают и проводят комплекс упражнений для утренней зарядки.
«Искусствоведы» готовят газеты к празднику, оформляют выставки рисунков или поделок (Приложение № ).
Немаловажным аспектом в такой организации работы является сотрудничество с родителями. Каждый из них знает и интересуется, чем занят его ребенок в школе и вне ее. Провожу как классные, общешкольные собрания, так индивидуальные беседы с родителями. На них знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах: обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности. Даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы, советую, как лучше помочь ребенку. Посещаю семьи детей. Считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности. Использую также и заочную форму общения с родителями (электронная почта).
Одна из интересных формой сотворчества всех — это праздник-проект. Глубокое погружение в одну из тем (сроком на одну четверть), которое в результате презентуется как праздник, выступление перед родителями, ставит перед всеми (учителем, школьниками, родителями) особые цели и задачи. (Приложение № ). Каждое мероприятие требует тщательной подготовки : написание сочинений разных видов; изготовление костюмов; подготовка мини-проектов «Профессия моих родителей», «Деревья моей родины», «Генеалогическое древо и герб моей семьи», «Страны мира», «Литературные жанры» и т.д.; тематическая экскурсия; изучение материалов по теме; оформление плакатов; изучение традиций, игр, песен, танцев и литературы народов; знакомство с биографиями замечательных людей и т. д.). Это своеобразная система отчетности для родителей, показывающая и доказывающая важность такого сотворчества.
Немаловажную роль в организации учебного процесса и внеурочной деятельности играет создание на занятиях ситуации успеха и доведение любого начатого дела до конца. Формирую способности ребят строить свои отношения по принципу четырех П: принимать, понимать, помогать, прощать. Только в том случае, когда школьники уверены, что их мнение не будет осмеяно, а, наоборот, будет понято и принято, они способны к самораскрытию и творчеству. Многие слабоуспевающие школьники стремятся к совершенствованию. Тем самым формируется интерес к поиску информации и позитивная конкуренция. А учителю только остается наполнить атмосферу занятий уютом и теплом, дать понять каждому, что он не безразличен, не лишний, не слабый. Использую важный метод само рефлексии – портфолио учащихся. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Описанные мною методы и формы работы способствуют достижению неплохих результатов. (Приложение № )
В своей работе использую разнообразные формы контроля и диагностики: выполнение заданий с комментированием, срезовые работы, индивидуальный опрос, самостоятельные проверочные и контрольные работы, комплексные работы, олимпиады, блицтурниры, тризы (Приложение № ).
Анализируя изменения, произошедшие с детьми, можно отметить следующее:
· появилось желание воспринимать новую информацию, умение сравнивать, обобщать, умение планировать простейшую деятельность, адекватно относятся к неудачам, стремление преодолеть трудности;
· более выражено проявляются любознательность, пытливость ума, наблюдательность;
· формируется здоровый образ жизни;
· усваивается необходимая информация по разным предметам;
· формируется интерес к поиску информации;
· формируется культура общения и публичного выступления;
· через общение и обмен мнениями сплачивается классный коллектив;
· учет индивидуальных особенностей мотивирует каждого обучающегося к самосовершенствованию.
А самое главное, такая система работы позволяет повысить качество обучения, творчески развиваться каждому школьнику, формирует основу умения учиться и организовывать свою деятельность, что на данном этапе модернизации образования является приоритетным.
Возглавляя районное методическое объединение учителей начальных классов Дзержинского района четвертый год, делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки и другие разнообразные мероприятия. Участвую в районных, городских, областных, всероссийских научно – практических конференциях и семинарах. Являюсь членом жюри различных олимпиад, конкурсов, конференций: районной и городской предметной олимпиады младших школьников (2011-2012 учебный год); Второй городской НПК младших школьников «Первые шаги в науке»(2011-2012 учебный год, секция «Окружающий мир»); районного этапа Всероссийского конкурса «Педагог года 2010», «Педагог года 2011», «Педагог года 2012»; районного этапа Городского конкурса «Питание и здоровье 2011», «Питание и здоровье 2012»; районного этапа Областного конкурса «Мой лучший урок 2011», «Мой лучший урок 2012». Совместно с МКУК ЦБС Дзержинского района им. Белинского организовываю и провожу районные интеллектуальные игры для учащихся начальных классов Дзержинского района. За три года моей деятельности проведено шесть игр: «Чудеса мира, России, НСО и города Новосибирска»(3-4 классы), «В поисках золотого руна»(3 классы), «Домашние питомцы»(2 классы), «Люби и знай свой родной край» посвященная 75-летию НСО (3-4 классы, 5-6 классы), «Любимые герои детских книг»(2 классы).
Самоанализ
Учителя начальных классов Т.М. Орловой
Являясь выпускницей факультета начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета, работаю в школе с августа 1988 года. Методическая тема, над которой я работаю в течение пяти последних лет, «Формирование информационной и коммуникативной компетенции младших школьников».
Эпоха, в которой мы живем, особая: она уже вошла в историю под знаком визуальной культуры. Поколение детей, родившихся и живущих в эту эпоху, уже не представляют, что когда-то у людей не было телевизора, видеомагнитофона, плейера, компьютера с Интернетом. Раньше люди больше общались друг с другом, писали письма, проводили время за чтением книг, газет. Чтение было и приятным отдыхом, и работой, и поводом собраться в кругу близких людей для обсуждения общих проблем, главным способом получения необходимой информации. Сегодня все по-другому. Телевизор и компьютер медленно, но верно отодвигают привычку получать нужную информацию из книг на второй план. Отсюда возникает ряд проблем перед людьми, занимающимися воспитанием и развитием детей. Школа есть тот общественный институт, который призван привить подрастающему поколению любовь и уважение к книге, желание и умение читать. В настоящее время, безусловно, школьники получают нужную информацию не только из книг, а через общение, из наблюдений, из Интернета, телевидения, радио. Но ведь и там ее нужно либо слушать, либо читать. Увы, уже в начальных классах констатируется факт, что дети стали читать меньше, а если и слушают, не всегда слышат нужную информацию. Современная школа, безусловно, находится сейчас в состоянии некоторой потери ориентации: нельзя воспитывать школьников по модели прошлого, а как это сделать по новой модели — трудно сказать. С одной стороны, литературные традиции классики нам нельзя потерять, с другой стороны, как изобрести новый способ общения, сотрудничества, сотворчества с учениками, которые находятся с малых лет в широком информационном поле. Какую же новую модель можно предложить учащимся?
В основе учебного и воспитательного процесса лежат метапредметные универсальные учебные действия (коммуникативные, познавательные и регулятивные) и, конечно, поиск необходимой информации, то есть чтение с разными целевыми установками. Чтение как ПОИСК, АНАЛИЗ, ИНТЕРПРЕТАЦАЯ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ для достижения целей. Информационное поле, в котором живет каждый человек, это среда повседневного и научного общения. Именно информационные и коммуникативные способности человека играют базовую роль в системе учебных дисциплин. Информация и язык усваиваются человеком не ради их самих, а как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления. С другой стороны, объем информации и способность ее применить в жизни являются главным потенциалом возможностей для общего развития личности.
Перед учителем начальных классов стоит множество задач в современном образовательном пространстве. Для успешной реализации многих их них, следует ориентироваться на то, что бы способствовало общему развитию.
В учебно-воспитательной деятельности ставлю следующую
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования информационно — поисковых и коммуникативных компетенций младших школьников.
Для достижения этой цели ставлю ЗАДАЧИ:
· развивать стремление к познанию окружающего мира;
· формировать стремление к самопознанию и самореализации в условиях активной деятельности;
· формировать и совершенствовать УУД как средство общего развития ученика;
· способствовать эмоциональному и творческому росту каждого ученика.
В основе ФГОС лежит системнодеятельностный подход, который предполагает организацию образовательной деятельности в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся через разнообразие организационных форм.
Начинаю свою работу с психологической установки на важность и значимость той деятельности, которая будет способствовать развитию обучающихся. При проектировании учебного процесса для достижения целей в существующих условиях считаю приоритетным определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса:
· формирование навыков устной или письменной речи;
· отбор учебного материала;
· определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся);
· прогнозирование возможных действий детей.
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:
u Принцип природосообразности (научности),
u Принцип гуманизации (доступности),
u Принцип демократизации (осознанности),
u Принцип комплексности (наглядности),
u Принцип культуросообразности (единство обучения и воспитания).
На протяжении обучения в начальных классах, можно утверждать, что изменяется восприятие, память, внимание, мышление, эмоциональная сфера, психологические процессы и свойства личности. Учителю необходимо знать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, опираться на эти знания в процессе обучения. В младшем школьном возрасте больше развито наглядно — образное мышление, чем логическое, дети запоминают конкретный материал, если он доступен и занимателен. В своей работе обязательно учитываю и слабость развития памяти, и трудности усвоения отвлеченного материала. Однако ориентируюсь не на слабые стороны психики, а на то, что младший школьник обладает большими интеллектуальными возможностями, чем те, которые он обычно обнаруживает (обучение должно вести развитие). Поэтому в своей деятельности использую такие методы:
· Частично-поисковый,
· Проблемный,
· Эвристический.
Суть этих методов в том, что перед учащимися ставится проблема ( учебная задача), которую совместно рассматриваем, намечаем способы решения, устанавливаем план действий, который ученики реализуют самостоятельно при минимальной помощи учителя, при этом активизируя весь запас имеющихся знаний и умений, и из него выбирают те, которые имеют отношение к предмету. Возникает необходимость наблюдения, анализа явлений с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставления каждой единицы с другой; обобщения итогов в виде определения понятия, правила или алгоритма решения учебной задачи. При этом активизируется поиск нужной информации и обмен мнением, так как каждый пытается предложить свою версию и доказать предположение. Это и есть один из способов мотивации коммуникации и поиска нужной информации. А самое главное, учащиеся ощущают себя первооткрывателями, думая, что именно они добрались до истины, используя свои возможности и знания, тем самым утверждаются в правильности выбранного пути, что немаловажно.
Мотивацию устной речевой деятельности на уроках создаю необычной формулировкой цели, интересной вступительной беседой, любопытным фактом из жизни, занимательными заданиями или дидактическими играми. (Приложение № ) На уроках гуманитарного цикла учу детей составлять подробный, краткий, выборочный, творческий пересказ, анализировать произведения, составлять рассказы по серии картинок, по иллюстрации в учебниках, по схемам и таблицам (Приложение № ). Стараюсь добиваться полных, логически правильно построенных ответов. На подготовительном этапе учу делить учебный материал на части, выделять главное, составлять разные виды планов, кратких записей (Приложение №). На всех уроках, как при объяснении нового материала, так при закреплении осуществляю личностно — ориентированный подход. Зная о том, что мышление имеет свои подструктуры (топологическая, метрическая, проектная, порядковая, алгебраическая), строю свои объяснения, ориентируясь на каждого ребенка и так, чтобы были задействованы все анализаторы (Приложение № ).
Одним из видов коммуникативной компетенции является слушание (аудирование). Очень важно научить ребят не только слушать, а слышать и запоминать нужную информацию не только от взрослых, но и от сверстников. При работе над литературным произведением для создания образа и эмоциональной окраски, использую аудиозаписи (музыкальные и речевые). Это способствует формированию восприятия красоты природы, нравственно-эстетического отношения к окружающему миру. Через проведение речевых разминок и орфоэпических упражнений углубляется понимание прочитанного, вырабатывается ускоренный темп чтения, постепенно увеличивается объем и количество прочитанного, интенсивно развивается умение переходить от чтения вслух к чтению про себя, усиливается дикция (Приложение № ).
Значительно сложнее мотивировать письменную речь, так как она зависит от ситуации, требует больше самостоятельного, волевого подхода, принуждает действовать более интеллектуально и абстрактно. Для школьников младшего возраста это достаточно сложно. Целесообразнее на начальном этапе действовать: по образцу, плану, опорным словам, знакам, символам, словарям (орфоэпическим, толковым, орфографическим, этимологическим). Очень важно научить добывать необходимую информацию самостоятельно, что облегчило бы процесс обучения. Совместно с библиотекарями провожу «Библиотечные уроки», которые приносят положительные плоды в поиске необходимой информации. Они включают в себя знакомство с библиотеками, знакомство с читательскими ориентирами,; осуществление библиографического поиска, составление информационного запроса, формирование понятия об аннотации, формирование ориентации в тексте, представление об ориентировочном аппарате книги, занятие «Непонятное слово» (работа со словарями), занятие «Хитрые вопросы» (пометки и закладки); оформление доклада, реферата, выступления, исследовательского проекта. (Приложение № )
Продуктом занятий является «Читательский дневник» и «Классные проекты», которые включают в себя сохранение и перекодировку (таблицы, схемы, конспекты, планы разных видов) полученной информации для дальнейшего использования (сочинение, выступление, памятка и т.д.) (Приложение № ). На таких занятиях ребята научились работать не только с источниками информации, но сотрудничать в парах, группах, командах, с взрослыми.
Проектная деятельность тоже тесно связана с библиотеками. Выбор темы, подбор литературы, различных иллюстративных материалов школьники осуществляют на «Библиотечных уроках». Тем самым учащимся показывается путь самообразования, чего и требует от учителей ФГОС. (Приложение № )
Считаю своей задачей не навязывать собственные знания, а создавать условия для возникновения внутренней активности и сформировать положительную мотивацию. Итак, от простого к сложному и, наоборот, от ясного и непонятного к воображаемому и загадочному, от интересного и непонятного к понятному, от прогноза и гипотезы, от домысливания, от группирования по признаку и так далее.
Комплексное использование методов и разнообразных форм дает возможность кому-то из учеников самостоятельно справляться с заданиями и полностью, усвоить материал на данном этапе, кому-то еще требуется поддержка учителя или одноклассника, выступающего в роли учителя. Следовательно, становится необходимым разноуровневый подход к формированию компетенций. Практикую систему групповых заданий, привлекаю сильных учеников в качестве консультантов слабоуспевающих (работа в парах, тройках, командах). Развивается умение рассуждать, объяснять, доказывать, оценивать свои способности и способности своего одноклассника, регулируются взаимоотношения и толерантное поведение. (Приложение № )
В своей работе нахожу оптимальный вариант методики обучения каждого ученика. Для этого использую результаты диагностики уровня обучаемости и обученности, что позволяет организовывать обучение ребёнка в зоне ближайшего развития и оказывать ему минимально необходимую помощь со стороны учителя. Для этого
· даю дополнение к заданию в виде схемы;
· помогаю найти алгоритм решения;
· указываю причинно-следственные связи, необходимые для выполнения задачи;
· предупреждаю о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах и др.
Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии: активно использую ИКТ. Уроки сопровождаются не только презентациями демонстрационного плана ( выполненными в программе Power Point), но используются возможности интерактивной доски (презентации выполнены в программе Smart Notebook), где учащиеся могут показать свои способности и умения при использовании компьютера: умение ориентироваться в значка доски, делать открытия и предположения, когда данные закрыты шторками, использовать художественное перо, выбирать правильные ответы в викторине и т.д. Школьники уже привыкли приносить полученную информацию или готовые проекты, выступления в электронном виде на флешкартах. При индивидуальном обучении в сложившихся ситуациях (необходимое стационарное обследование) использую возможности Skype, тем самым удается создать условия непрерывности учебного процесса, и данный способ является одним из видов моральной поддержки. Кроме того результаты (отметки), домашние задания, объявления размещаю на сайте «Дневник.ру». Электронный дневник — это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одну из главных проблем школы – информативность. Провела родительские собрания по темам с использованием ИКТ, подготовила в виде презентаций материал по темам:
«Особенности учебников, по которым учатся ваши дети»;
«Утомляемость ребенка: как с ней бороться»;
«Поощрение и наказание в семье»;
«Как научить ребенка говорить правду»;
«ОРКиСЭ – новый предмет»
С коллегами и некоторыми родителями общаюсь по электронной почте (tm_orlova@mail.ru), обмениваюсь мнениями в блогах. Мои разработки по проектной деятельности размещены на страницах сайта «NovoViki».
В современной обстановке, учителю необходимо использовать и здоровье сберегающие технологии. В учебном процессе разумно и целесообразно чередую разнообразные формы деятельности, позволяющие учащимся не переутомляться, не напрягать зрение, следить за осанкой. Использую разработки «Разговор о правильном питании»(1-2 класс), «Две недели в лагере здоровья» и «Все цвета, кроме черного» (3-4 класс). Данные материалы формируют у школьников представление о здоровом образе жизни, поведении и отношениях с окружающими. Во внеурочной деятельности зимой, каждую неделю, с учащимися в парке ходим или соревнуемся на лыжах, а затем вместе пьем горячий чай и обмениваемся впечатлениями. Кроме того совместно с родителями заключили договор с компанией БиоВеста. Каждый месяц учащиеся пьют их продукцию БифилинМ с живыми бифидобактериями. Тем самым мы укрепляем иммунитет, снижаем заболеваемость, особенно в межсезонье.
На летние каникулы ребятам предлагаются интересные задания, которые требуют от них наблюдательности:
· «Напиши письмо» (« Удивительная история», «Экзотическое местечко», «Лучший день»). По результатам этих писем в первые дни сентября коллективно оформляется газета «Наше лето», из которой одноклассники могут узнать, где каждый отдыхал и что с ним приключилось. «Удивительные истории» и «Лучший день» оформляются в виде книжки, которую может прочитать каждый из класса. Она переходит из рук в руки в течение четверти или полугодия. Ребята тем самым узнают друг друга ближе, есть возможность продемонстрировать свои способности как рассказчика и поделиться интересной информацией (Приложение № );
· «Я исследователь» (Проекты «Части цветкового растения»(1 класс), «От семени до семени»(2 класс), «Животные рядом»(3 класс)) Выполнение проектов позволяет опытным путем узнать о природе факты, открыть тайны растительного и животного мира, увидеть и запечатлеть моменты удивительных превращений и круговорота жизни. Никакие картинки или статьи в энциклопедиях не заменят личных наблюдений. Данные работы оформляются в виде выставки, которую могут посмотреть не только одноклассники, а ребята всей начальной школы (Приложение № ).
Внеклассная жизнь ребят также насыщена поиском информации и обменом ею. Классный коллектив поделен на группы, которые в течение одной четверти выполняют одно задание: «Информатики», «Мастера», «Физкультурники», «Искусствоведы», затем меняются.
«Информатики» занимаются поиском и готовят публичное выступление перед классом на интересующую тему.
«Мастера» изготавливают и демонстрируют поделки с подробным объяснением.
«Физкультурники» разрабатывают и проводят комплекс упражнений для утренней зарядки.
«Искусствоведы» готовят газеты к празднику, оформляют выставки рисунков или поделок (Приложение № ).
Немаловажным аспектом в такой организации работы является сотрудничество с родителями. Каждый из них знает и интересуется, чем занят его ребенок в школе и вне ее. Провожу как классные, общешкольные собрания, так индивидуальные беседы с родителями. На них знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах: обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности. Даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы, советую, как лучше помочь ребенку. Посещаю семьи детей. Считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности. Использую также и заочную форму общения с родителями (электронная почта).
Одна из интересных формой сотворчества всех — это праздник-проект. Глубокое погружение в одну из тем (сроком на одну четверть), которое в результате презентуется как праздник, выступление перед родителями, ставит перед всеми (учителем, школьниками, родителями) особые цели и задачи. (Приложение № ). Каждое мероприятие требует тщательной подготовки : написание сочинений разных видов; изготовление костюмов; подготовка мини-проектов «Профессия моих родителей», «Деревья моей родины», «Генеалогическое древо и герб моей семьи», «Страны мира», «Литературные жанры» и т.д.; тематическая экскурсия; изучение материалов по теме; оформление плакатов; изучение традиций, игр, песен, танцев и литературы народов; знакомство с биографиями замечательных людей и т. д.). Это своеобразная система отчетности для родителей, показывающая и доказывающая важность такого сотворчества.
Немаловажную роль в организации учебного процесса и внеурочной деятельности играет создание на занятиях ситуации успеха и доведение любого начатого дела до конца. Формирую способности ребят строить свои отношения по принципу четырех П: принимать, понимать, помогать, прощать. Только в том случае, когда школьники уверены, что их мнение не будет осмеяно, а, наоборот, будет понято и принято, они способны к самораскрытию и творчеству. Многие слабоуспевающие школьники стремятся к совершенствованию. Тем самым формируется интерес к поиску информации и позитивная конкуренция. А учителю только остается наполнить атмосферу занятий уютом и теплом, дать понять каждому, что он не безразличен, не лишний, не слабый. Использую важный метод само рефлексии – портфолио учащихся. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Описанные мною методы и формы работы способствуют достижению неплохих результатов. (Приложение № )
В своей работе использую разнообразные формы контроля и диагностики: выполнение заданий с комментированием, срезовые работы, индивидуальный опрос, самостоятельные проверочные и контрольные работы, комплексные работы, олимпиады, блицтурниры, тризы (Приложение № ).
Анализируя изменения, произошедшие с детьми, можно отметить следующее:
· появилось желание воспринимать новую информацию, умение сравнивать, обобщать, умение планировать простейшую деятельность, адекватно относятся к неудачам, стремление преодолеть трудности;
· более выражено проявляются любознательность, пытливость ума, наблюдательность;
· формируется здоровый образ жизни;
· усваивается необходимая информация по разным предметам;
· формируется интерес к поиску информации;
· формируется культура общения и публичного выступления;
· через общение и обмен мнениями сплачивается классный коллектив;
· учет индивидуальных особенностей мотивирует каждого обучающегося к самосовершенствованию.
А самое главное, такая система работы позволяет повысить качество обучения, творчески развиваться каждому школьнику, формирует основу умения учиться и организовывать свою деятельность, что на данном этапе модернизации образования является приоритетным.
Возглавляя районное методическое объединение учителей начальных классов Дзержинского района четвертый год, делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки и другие разнообразные мероприятия. Участвую в районных, городских, областных, всероссийских научно – практических конференциях и семинарах. Являюсь членом жюри различных олимпиад, конкурсов, конференций: районной и городской предметной олимпиады младших школьников (2011-2012 учебный год); Второй городской НПК младших школьников «Первые шаги в науке»(2011-2012 учебный год, секция «Окружающий мир»); районного этапа Всероссийского конкурса «Педагог года 2010», «Педагог года 2011», «Педагог года 2012»; районного этапа Городского конкурса «Питание и здоровье 2011», «Питание и здоровье 2012»; районного этапа Областного конкурса «Мой лучший урок 2011», «Мой лучший урок 2012». Совместно с МКУК ЦБС Дзержинского района им. Белинского организовываю и провожу районные интеллектуальные игры для учащихся начальных классов Дзержинского района. За три года моей деятельности проведено шесть игр: «Чудеса мира, России, НСО и города Новосибирска»(3-4 классы), «В поисках золотого руна»(3 классы), «Домашние питомцы»(2 классы), «Люби и знай свой родной край» посвященная 75-летию НСО (3-4 классы, 5-6 классы), «Любимые герои детских книг»(2 классы).
Самоанализ
Учителя начальных классов Т.М. Орловой
Являясь выпускницей факультета начальных классов Новосибирского государственного педагогического университета, работаю в школе с августа 1988 года. Методическая тема, над которой я работаю в течение пяти последних лет, «Формирование информационной и коммуникативной компетенции младших школьников».
Эпоха, в которой мы живем, особая: она уже вошла в историю под знаком визуальной культуры. Поколение детей, родившихся и живущих в эту эпоху, уже не представляют, что когда-то у людей не было телевизора, видеомагнитофона, плейера, компьютера с Интернетом. Раньше люди больше общались друг с другом, писали письма, проводили время за чтением книг, газет. Чтение было и приятным отдыхом, и работой, и поводом собраться в кругу близких людей для обсуждения общих проблем, главным способом получения необходимой информации. Сегодня все по-другому. Телевизор и компьютер медленно, но верно отодвигают привычку получать нужную информацию из книг на второй план. Отсюда возникает ряд проблем перед людьми, занимающимися воспитанием и развитием детей. Школа есть тот общественный институт, который призван привить подрастающему поколению любовь и уважение к книге, желание и умение читать. В настоящее время, безусловно, школьники получают нужную информацию не только из книг, а через общение, из наблюдений, из Интернета, телевидения, радио. Но ведь и там ее нужно либо слушать, либо читать. Увы, уже в начальных классах констатируется факт, что дети стали читать меньше, а если и слушают, не всегда слышат нужную информацию. Современная школа, безусловно, находится сейчас в состоянии некоторой потери ориентации: нельзя воспитывать школьников по модели прошлого, а как это сделать по новой модели — трудно сказать. С одной стороны, литературные традиции классики нам нельзя потерять, с другой стороны, как изобрести новый способ общения, сотрудничества, сотворчества с учениками, которые находятся с малых лет в широком информационном поле. Какую же новую модель можно предложить учащимся?
В основе учебного и воспитательного процесса лежат метапредметные универсальные учебные действия (коммуникативные, познавательные и регулятивные) и, конечно, поиск необходимой информации, то есть чтение с разными целевыми установками. Чтение как ПОИСК, АНАЛИЗ, ИНТЕРПРЕТАЦАЯ ИНФОРМАЦИИ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ для достижения целей. Информационное поле, в котором живет каждый человек, это среда повседневного и научного общения. Именно информационные и коммуникативные способности человека играют базовую роль в системе учебных дисциплин. Информация и язык усваиваются человеком не ради их самих, а как основное средство, способ деятельности, поведения и мышления. С другой стороны, объем информации и способность ее применить в жизни являются главным потенциалом возможностей для общего развития личности.
Перед учителем начальных классов стоит множество задач в современном образовательном пространстве. Для успешной реализации многих их них, следует ориентироваться на то, что бы способствовало общему развитию.
В учебно-воспитательной деятельности ставлю следующую
ЦЕЛЬ: создать условия для формирования информационно — поисковых и коммуникативных компетенций младших школьников.
Для достижения этой цели ставлю ЗАДАЧИ:
· развивать стремление к познанию окружающего мира;
· формировать стремление к самопознанию и самореализации в условиях активной деятельности;
· формировать и совершенствовать УУД как средство общего развития ученика;
· способствовать эмоциональному и творческому росту каждого ученика.
В основе ФГОС лежит системнодеятельностный подход, который предполагает организацию образовательной деятельности в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся через разнообразие организационных форм.
Начинаю свою работу с психологической установки на важность и значимость той деятельности, которая будет способствовать развитию обучающихся. При проектировании учебного процесса для достижения целей в существующих условиях считаю приоритетным определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса:
· формирование навыков устной или письменной речи;
· отбор учебного материала;
· определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя, порядка взаимодействия учащихся);
· прогнозирование возможных действий детей.
В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующих принципов:
u Принцип природосообразности (научности),
u Принцип гуманизации (доступности),
u Принцип демократизации (осознанности),
u Принцип комплексности (наглядности),
u Принцип культуросообразности (единство обучения и воспитания).
На протяжении обучения в начальных классах, можно утверждать, что изменяется восприятие, память, внимание, мышление, эмоциональная сфера, психологические процессы и свойства личности. Учителю необходимо знать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, опираться на эти знания в процессе обучения. В младшем школьном возрасте больше развито наглядно — образное мышление, чем логическое, дети запоминают конкретный материал, если он доступен и занимателен. В своей работе обязательно учитываю и слабость развития памяти, и трудности усвоения отвлеченного материала. Однако ориентируюсь не на слабые стороны психики, а на то, что младший школьник обладает большими интеллектуальными возможностями, чем те, которые он обычно обнаруживает (обучение должно вести развитие). Поэтому в своей деятельности использую такие методы:
· Частично-поисковый,
· Проблемный,
· Эвристический.
Суть этих методов в том, что перед учащимися ставится проблема ( учебная задача), которую совместно рассматриваем, намечаем способы решения, устанавливаем план действий, который ученики реализуют самостоятельно при минимальной помощи учителя, при этом активизируя весь запас имеющихся знаний и умений, и из него выбирают те, которые имеют отношение к предмету. Возникает необходимость наблюдения, анализа явлений с выделением существенных и несущественных признаков, сопоставления каждой единицы с другой; обобщения итогов в виде определения понятия, правила или алгоритма решения учебной задачи. При этом активизируется поиск нужной информации и обмен мнением, так как каждый пытается предложить свою версию и доказать предположение. Это и есть один из способов мотивации коммуникации и поиска нужной информации. А самое главное, учащиеся ощущают себя первооткрывателями, думая, что именно они добрались до истины, используя свои возможности и знания, тем самым утверждаются в правильности выбранного пути, что немаловажно.
Мотивацию устной речевой деятельности на уроках создаю необычной формулировкой цели, интересной вступительной беседой, любопытным фактом из жизни, занимательными заданиями или дидактическими играми. (Приложение № ) На уроках гуманитарного цикла учу детей составлять подробный, краткий, выборочный, творческий пересказ, анализировать произведения, составлять рассказы по серии картинок, по иллюстрации в учебниках, по схемам и таблицам (Приложение № ). Стараюсь добиваться полных, логически правильно построенных ответов. На подготовительном этапе учу делить учебный материал на части, выделять главное, составлять разные виды планов, кратких записей (Приложение №). На всех уроках, как при объяснении нового материала, так при закреплении осуществляю личностно — ориентированный подход. Зная о том, что мышление имеет свои подструктуры (топологическая, метрическая, проектная, порядковая, алгебраическая), строю свои объяснения, ориентируясь на каждого ребенка и так, чтобы были задействованы все анализаторы (Приложение № ).
Одним из видов коммуникативной компетенции является слушание (аудирование). Очень важно научить ребят не только слушать, а слышать и запоминать нужную информацию не только от взрослых, но и от сверстников. При работе над литературным произведением для создания образа и эмоциональной окраски, использую аудиозаписи (музыкальные и речевые). Это способствует формированию восприятия красоты природы, нравственно-эстетического отношения к окружающему миру. Через проведение речевых разминок и орфоэпических упражнений углубляется понимание прочитанного, вырабатывается ускоренный темп чтения, постепенно увеличивается объем и количество прочитанного, интенсивно развивается умение переходить от чтения вслух к чтению про себя, усиливается дикция (Приложение № ).
Значительно сложнее мотивировать письменную речь, так как она зависит от ситуации, требует больше самостоятельного, волевого подхода, принуждает действовать более интеллектуально и абстрактно. Для школьников младшего возраста это достаточно сложно. Целесообразнее на начальном этапе действовать: по образцу, плану, опорным словам, знакам, символам, словарям (орфоэпическим, толковым, орфографическим, этимологическим). Очень важно научить добывать необходимую информацию самостоятельно, что облегчило бы процесс обучения. Совместно с библиотекарями провожу «Библиотечные уроки», которые приносят положительные плоды в поиске необходимой информации. Они включают в себя знакомство с библиотеками, знакомство с читательскими ориентирами,; осуществление библиографического поиска, составление информационного запроса, формирование понятия об аннотации, формирование ориентации в тексте, представление об ориентировочном аппарате книги, занятие «Непонятное слово» (работа со словарями), занятие «Хитрые вопросы» (пометки и закладки); оформление доклада, реферата, выступления, исследовательского проекта. (Приложение № )
Продуктом занятий является «Читательский дневник» и «Классные проекты», которые включают в себя сохранение и перекодировку (таблицы, схемы, конспекты, планы разных видов) полученной информации для дальнейшего использования (сочинение, выступление, памятка и т.д.) (Приложение № ). На таких занятиях ребята научились работать не только с источниками информации, но сотрудничать в парах, группах, командах, с взрослыми.
Проектная деятельность тоже тесно связана с библиотеками. Выбор темы, подбор литературы, различных иллюстративных материалов школьники осуществляют на «Библиотечных уроках». Тем самым учащимся показывается путь самообразования, чего и требует от учителей ФГОС. (Приложение № )
Считаю своей задачей не навязывать собственные знания, а создавать условия для возникновения внутренней активности и сформировать положительную мотивацию. Итак, от простого к сложному и, наоборот, от ясного и непонятного к воображаемому и загадочному, от интересного и непонятного к понятному, от прогноза и гипотезы, от домысливания, от группирования по признаку и так далее.
Комплексное использование методов и разнообразных форм дает возможность кому-то из учеников самостоятельно справляться с заданиями и полностью, усвоить материал на данном этапе, кому-то еще требуется поддержка учителя или одноклассника, выступающего в роли учителя. Следовательно, становится необходимым разноуровневый подход к формированию компетенций. Практикую систему групповых заданий, привлекаю сильных учеников в качестве консультантов слабоуспевающих (работа в парах, тройках, командах). Развивается умение рассуждать, объяснять, доказывать, оценивать свои способности и способности своего одноклассника, регулируются взаимоотношения и толерантное поведение. (Приложение № )
В своей работе нахожу оптимальный вариант методики обучения каждого ученика. Для этого использую результаты диагностики уровня обучаемости и обученности, что позволяет организовывать обучение ребёнка в зоне ближайшего развития и оказывать ему минимально необходимую помощь со стороны учителя. Для этого
· даю дополнение к заданию в виде схемы;
· помогаю найти алгоритм решения;
· указываю причинно-следственные связи, необходимые для выполнения задачи;
· предупреждаю о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах и др.
Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии: активно использую ИКТ. Уроки сопровождаются не только презентациями демонстрационного плана ( выполненными в программе Power Point), но используются возможности интерактивной доски (презентации выполнены в программе Smart Notebook), где учащиеся могут показать свои способности и умения при использовании компьютера: умение ориентироваться в значка доски, делать открытия и предположения, когда данные закрыты шторками, использовать художественное перо, выбирать правильные ответы в викторине и т.д. Школьники уже привыкли приносить полученную информацию или готовые проекты, выступления в электронном виде на флешкартах. При индивидуальном обучении в сложившихся ситуациях (необходимое стационарное обследование) использую возможности Skype, тем самым удается создать условия непрерывности учебного процесса, и данный способ является одним из видов моральной поддержки. Кроме того результаты (отметки), домашние задания, объявления размещаю на сайте «Дневник.ру». Электронный дневник — это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одну из главных проблем школы – информативность. Провела родительские собрания по темам с использованием ИКТ, подготовила в виде презентаций материал по темам:
«Особенности учебников, по которым учатся ваши дети»;
«Утомляемость ребенка: как с ней бороться»;
«Поощрение и наказание в семье»;
«Как научить ребенка говорить правду»;
«ОРКиСЭ – новый предмет»
С коллегами и некоторыми родителями общаюсь по электронной почте (tm_orlova@mail.ru), обмениваюсь мнениями в блогах. Мои разработки по проектной деятельности размещены на страницах сайта «NovoViki».
В современной обстановке, учителю необходимо использовать и здоровье сберегающие технологии. В учебном процессе разумно и целесообразно чередую разнообразные формы деятельности, позволяющие учащимся не переутомляться, не напрягать зрение, следить за осанкой. Использую разработки «Разговор о правильном питании»(1-2 класс), «Две недели в лагере здоровья» и «Все цвета, кроме черного» (3-4 класс). Данные материалы формируют у школьников представление о здоровом образе жизни, поведении и отношениях с окружающими. Во внеурочной деятельности зимой, каждую неделю, с учащимися в парке ходим или соревнуемся на лыжах, а затем вместе пьем горячий чай и обмениваемся впечатлениями. Кроме того совместно с родителями заключили договор с компанией БиоВеста. Каждый месяц учащиеся пьют их продукцию БифилинМ с живыми бифидобактериями. Тем самым мы укрепляем иммунитет, снижаем заболеваемость, особенно в межсезонье.
На летние каникулы ребятам предлагаются интересные задания, которые требуют от них наблюдательности:
· «Напиши письмо» (« Удивительная история», «Экзотическое местечко», «Лучший день»). По результатам этих писем в первые дни сентября коллективно оформляется газета «Наше лето», из которой одноклассники могут узнать, где каждый отдыхал и что с ним приключилось. «Удивительные истории» и «Лучший день» оформляются в виде книжки, которую может прочитать каждый из класса. Она переходит из рук в руки в течение четверти или полугодия. Ребята тем самым узнают друг друга ближе, есть возможность продемонстрировать свои способности как рассказчика и поделиться интересной информацией (Приложение № );
· «Я исследователь» (Проекты «Части цветкового растения»(1 класс), «От семени до семени»(2 класс), «Животные рядом»(3 класс)) Выполнение проектов позволяет опытным путем узнать о природе факты, открыть тайны растительного и животного мира, увидеть и запечатлеть моменты удивительных превращений и круговорота жизни. Никакие картинки или статьи в энциклопедиях не заменят личных наблюдений. Данные работы оформляются в виде выставки, которую могут посмотреть не только одноклассники, а ребята всей начальной школы (Приложение № ).
Внеклассная жизнь ребят также насыщена поиском информации и обменом ею. Классный коллектив поделен на группы, которые в течение одной четверти выполняют одно задание: «Информатики», «Мастера», «Физкультурники», «Искусствоведы», затем меняются.
«Информатики» занимаются поиском и готовят публичное выступление перед классом на интересующую тему.
«Мастера» изготавливают и демонстрируют поделки с подробным объяснением.
«Физкультурники» разрабатывают и проводят комплекс упражнений для утренней зарядки.
«Искусствоведы» готовят газеты к празднику, оформляют выставки рисунков или поделок (Приложение № ).
Немаловажным аспектом в такой организации работы является сотрудничество с родителями. Каждый из них знает и интересуется, чем занят его ребенок в школе и вне ее. Провожу как классные, общешкольные собрания, так индивидуальные беседы с родителями. На них знакомлю родителей со спецификой обучения в начальных классах: обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности. Даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы, советую, как лучше помочь ребенку. Посещаю семьи детей. Считаю, что такие меры помогают мне быстро и безболезненно найти контакт с ребёнком, помогают подобрать к нему «ключик», раскрывая его характер, привычки, наклонности. Использую также и заочную форму общения с родителями (электронная почта).
Одна из интересных формой сотворчества всех — это праздник-проект. Глубокое погружение в одну из тем (сроком на одну четверть), которое в результате презентуется как праздник, выступление перед родителями, ставит перед всеми (учителем, школьниками, родителями) особые цели и задачи. (Приложение № ). Каждое мероприятие требует тщательной подготовки : написание сочинений разных видов; изготовление костюмов; подготовка мини-проектов «Профессия моих родителей», «Деревья моей родины», «Генеалогическое древо и герб моей семьи», «Страны мира», «Литературные жанры» и т.д.; тематическая экскурсия; изучение материалов по теме; оформление плакатов; изучение традиций, игр, песен, танцев и литературы народов; знакомство с биографиями замечательных людей и т. д.). Это своеобразная система отчетности для родителей, показывающая и доказывающая важность такого сотворчества.
Немаловажную роль в организации учебного процесса и внеурочной деятельности играет создание на занятиях ситуации успеха и доведение любого начатого дела до конца. Формирую способности ребят строить свои отношения по принципу четырех П: принимать, понимать, помогать, прощать. Только в том случае, когда школьники уверены, что их мнение не будет осмеяно, а, наоборот, будет понято и принято, они способны к самораскрытию и творчеству. Многие слабоуспевающие школьники стремятся к совершенствованию. Тем самым формируется интерес к поиску информации и позитивная конкуренция. А учителю только остается наполнить атмосферу занятий уютом и теплом, дать понять каждому, что он не безразличен, не лишний, не слабый. Использую важный метод само рефлексии – портфолио учащихся. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причём вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
Описанные мною методы и формы работы способствуют достижению неплохих результатов. (Приложение № )
В своей работе использую разнообразные формы контроля и диагностики: выполнение заданий с комментированием, срезовые работы, индивидуальный опрос, самостоятельные проверочные и контрольные работы, комплексные работы, олимпиады, блицтурниры, тризы (Приложение № ).
Анализируя изменения, произошедшие с детьми, можно отметить следующее:
· появилось желание воспринимать новую информацию, умение сравнивать, обобщать, умение планировать простейшую деятельность, адекватно относятся к неудачам, стремление преодолеть трудности;
· более выражено проявляются любознательность, пытливость ума, наблюдательность;
· формируется здоровый образ жизни;
· усваивается необходимая информация по разным предметам;
· формируется интерес к поиску информации;
· формируется культура общения и публичного выступления;
· через общение и обмен мнениями сплачивается классный коллектив;
· учет индивидуальных особенностей мотивирует каждого обучающегося к самосовершенствованию.
А самое главное, такая система работы позволяет повысить качество обучения, творчески развиваться каждому школьнику, формирует основу умения учиться и организовывать свою деятельность, что на данном этапе модернизации образования является приоритетным.
Возглавляя районное методическое объединение учителей начальных классов Дзержинского района четвертый год, делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки и другие разнообразные мероприятия. Участвую в районных, городских, областных, всероссийских научно – практических конференциях и семинарах. Являюсь членом жюри различных олимпиад, конкурсов, конференций: районной и городской предметной олимпиады младших школьников (2011-2012 учебный год); Второй городской НПК младших школьников «Первые шаги в науке»(2011-2012 учебный год, секция «Окружающий мир»); районного этапа Всероссийского конкурса «Педагог года 2010», «Педагог года 2011», «Педагог года 2012»; районного этапа Городского конкурса «Питание и здоровье 2011», «Питание и здоровье 2012»; районного этапа Областного конкурса «Мой лучший урок 2011», «Мой лучший урок 2012». Совместно с МКУК ЦБС Дзержинского района им. Белинского организовываю и провожу районные интеллектуальные игры для учащихся начальных классов Дзержинского района. За три года моей деятельности проведено шесть игр: «Чудеса мира, России, НСО и города Новосибирска»(3-4 классы), «В поисках золотого руна»(3 классы), «Домашние питомцы»(2 классы), «Люби и знай свой родной край» посвященная 75-летию НСО (3-4 классы, 5-6 классы), «Любимые герои детских книг»(2 классы).
Мой труд был отмечен:
№ | Название документа | Содержание | Кем выдан | Когда выдан |
1 | Благодарственное письмо | За большой труд в организации летнего отдыха учащихся Дзержинского района. | Начальник УО Дзержинского района М. В. Хрячкова | 2008 год |
2 | Благодарственное письмо | За активную методическую работу в развитии муниципальной системы образования | Начальник УО Дзержинского района М. В. Хрячкова | 2010 год |
3 | Благодарственное письмо | За большую методическую работу | Директор МБОУ ДОВ «ГЦРО» О.Н. Щербаненко |
2011 год |
4 | Благодарственное письмо | За подготовку заданий 9 Городской предметной олимпиады младших школьников | Директор МБОУ ДОВ «ГЦРО» О.Н. Щербаненко |
2012 год |
5 | Благодарственное письмо | За большой вклад в воспитание экологической культуры и поддержку инновационных форм экологического образования. | Председатель Новосибирского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов М.И Яцков | 2012 год |
6 | Благодарственное письмо | За многолетний добросовестный труд, высокие результаты профессиональной деятельности | Главное УО мэрии города Новосибирска Начальник УО Н.Н. Копаева |
2012 год |
7 | Благодарственное письмо | За хорошую организацию работы круглого стола в рамках районного фестиваля педагогических идей |
Начальник УО Дзержинского района М. В. Хрячкова | 2012 год |
8 | Почетная грамота | За большой личный вклад в социально-экономическое развитие Дзержинского района | Администрация Дзержинского района города Новосибирска Глава администрации А.И. Полищук |
2012 год |
9 | Занесение портрета на Доску Почета Дзержинского района | Приказ от Главы администрации А.И. Полищука |
2012 год | |
10 | Благодарственное письмо | За многолетний труд и плодотворное сотрудничество в деле приобщения детей и подростков к книге и чтению | МКУК ЦБС Дзержинского района им. Белинского, директор Т.А. Белинская | 2011, 2012 годы |
11 | Грамота | За высокое качество обучения и воспитания, развития инициативы и творчества обучающихся | МБОУ СОШ №153, директор Г.Ф. Кириченко | 2010 год |
Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства.
№ | Название курсов повышения квалификации | Количество часов, место прохождения | Сроки | Вид полученного документа |
1 | «Инновационное содержание начального образования» | 72 часа МБОУ ДОВ «ГЦРО» |
С 17.09.10 по 13.05.11 года | Удостоверение (№2774) |
2 | «Лето – 2011» | 25 часов ДТДиУМ «Юниор» |
Март — май 2011 года | Сертификат |
3 | Intel Обучение для всех
«Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века» |
72 часа
ГЦИ «Эгида» |
С 12.09.11 по 03.11.11 года | Свидетельство |
4 | «Особенности преподавания ПДД учащимся 1-4 классов общеобразовательных школ» для учителей начальных классов. | 2 часа
МАОУ ДОД «Детский автогородок» |
17.06.09 года | Справка |
5 | «Актуальные вопросы преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в ОУ» | 72 часа
ГАОУ ДПО НСО «НИПКиПРО» |
С 04.06.12 по 18.06.12 года | Удостоверение
(№1730) |
6 | «Интерактивная доска в образовательном пространстве» | 40 часов,
SMART Technologies –Сибирь ГЦИ «Эгида» |
С 16.11.12 по 07.12.12 года | Сертификат,
справка |
Участвую в профессиональных конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях:
№ | Название конкурса, фестиваля, НПК | Сроки проведения | Результат |
1 | «Педагог года. Мой лучший урок» | 2008 – 2009 учебный год | Учасник |
2 | Фестиваль педагогических идей Дзержинского района | 2011-2012 учебный год | Победитель
(Грамота, публикация статьи) |
3 | Всероссийская научно-практическая конференция «Внедрение комплексного учебного курса ОРКиСЭ в ОУ в 2012-2013 учебном году: проблемы, решения, перспективы» | 18 октября 2012 года | Выступление на круглом столе «Система поддержки и сопровождение курса ОРКиСЭ на основе ИКТ» (сертификат) |
4 | Пятая общественно-педагогическая акция «Открытая школа» | 24 марта 2011 года | Участник круглого стола «Новой школе –новый учитель»
( сертификат) |
5 | Конференция «Проблемы и перспективы введения ФГОС НОО в ОУ Новосибирской области» | 16.06.2011 года | Участник круглого стола «Традиции и новации духовно-нравственного развития младших школьников в соответствии ФГОС» (справка) |
Работаю над обобщением и распространением педагогического опыта:
№ | Форма представления опыта | Тема | Сроки, уровень |
1 | Обобщение опыта по проектной деятельности | «Исследовательская деятельность младших школьников» | Апрель 2008 года, муниципальный |
2 | Открытый урок | «Окружающий мир» «Растения» | 2008-2009 учебный год, муниципальный |
3 | Презентация | «Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки» | Сентябрь 2010 года, муниципальная августовская конференция, секция учителей начальных классов |
4 | Презентация | «Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки» | Октябрь 2010 год, муниципальный семинар библиотекарей |
5 | Выступление | «Экологическое воспитание в ОУ Дзержинского района» | 24 ноября 2010 года, муниципальный |
6 | Выступление | «Деятельность РМО учителей начальных классов на 2011-2-12 году» | 7 сентября 2011 года, муниципальный |
7 | Презентация | «О некоторых аспектах введения ФГОС НОО В ОУ Дзержинского района» | 15 декабря 2011 года,
городской |
8 | Обобщение опыта | «Формирование информационных и коммуникативных компетенций младших школьников» | 28 марта 2012 года, муниципальный |
9 | Выступление | «Деятельность педагога в условиях модернизации образования» | Сентябрь 2012 года,
муниципальный |
10 | Обобщение опыта | «Проектная деятельность младших школьников с использованием ИКТ» | 16 октября 2012 года, всероссийский |
Публикации:
№ | Место публикации | Название статьи | Сроки |
1 | Приложение к журналу «Управление развитием образования» | «Реализация президентской инициативы «Наша новая школа» по направлениям: поддержка талантливых детей и развитие учительского потенциала» | 2010 год |
2 | Электронная газета «Интерактивное образование»,
рубрика «Весь мир на ладони» |
«Методические рекомендации по оформлению работ на конкурс «Мое первое исследование» | 2010 год |
3 | Городская газета «Педагогическое обозрение» | «Смотр-конкурс МО учителей начальных классов как новая форма работы, способствующая росту педагогического мастерства» | 2011 год |
4 | Городская газета «Педагогическое обозрение» | «Формирование информационных и коммуникативных компетенций младших школьников» | 2012 год |
5 | Страницы сайта NovoWiki | Разработки по проектной деятельности. | 2011 год |