Проект на конкурс школьных лагерей — Абдурахманова И. Г.

муниципальное бюджетное общеобразовательное

 учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 153»

Дзержинский район

 

Адрес: 630084 г.Новосибирск, ул.Республиканская, 15/1,

Тел./факс 265 68 54; e-mail sch_153_nsk@nios.ru

Конкурс школьных лагерей

 

Творческий  проект

 

ТЕМА

 

«Вникайте в творчество народное»

        Руководитель Абдурахманова Ирина Геннадьевна,

                                                               учитель начальных классов МБОУ СОШ №153.

                                             высшая  квалификационная категория

 

                                          Соломахина Татьяна Александровна,

   учитель ИЗО.

                                            Первая квалификационная категория.

 Новосибирск 2012

Актуальность

         Традиционная народная культура располагает положительным опытом воспитания детей, накопленным многими поколениями.  Правила народной педагогики удивительно точно соответствуют законам физического, психологического и психофизиологического развития детей. Все приёмы и средства народной педагогики прошли многовековую проверку и были направлены на воспитание полноценного члена общества.

 

Цель проекта

Создание условий для духовно-нравственного воспитания личности через изучение народной традиционной  культуры.

 

Задачи проекта:

  • развитие мотивации к изучению народного наследия, традиционной культуры через знакомство с календарными традициями и праздниками;
  • создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения личности младшего школьника;
  • организация и включение детей в активную совместную творческую деятельность.

Участники проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа №153» летний пришкольный лагерь «СТИМ»

Настоящий проект  предполагает организацию  занятий по изучению народной традиционной культуры.

Длительность реализации проекта – 1 смена, 18 дней (дети с 1 – 4 класс начальной школы)

Постановка проблемы

В современной ситуации повышается интерес к традиционной культуре своего народа. Это связано  с тем, что в обществе с каждым годом все сильнее ощущается  утрата духовных ценностей, нравственно – этических понятий народа, появилось поколение, не знающее традиций, культуры своего народа.

Актуальность проблемы развития народной художественной культуры  подтверждается рядом документов:  Федеральной программой «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства»,  Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения,  Национальной  доктриной образования,  Концепцией развития художественного образования в РФ,  государственной программой  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».

В этих документах отмечается, что учреждения культуры и образования должны способствовать  изучению традиций художественной культуры народов России, сохранению и развитию самобытных видов и жанров  народного художественного творчества, а также традиционных форм их бытования. Особое внимание уделяется повышению роли народного художественного  творчества в духовно – нравственном, патриотическом воспитании детей, в формировании у них  интереса к культуре России, к художественным традициям нашей страны.

Таким образом, планируемые мероприятия позволят привлечь детей к изучению народных традиций, укрепляющих взаимоотношения в семье, воспитывающих уважение к старшим. Позволят организовать содержательный и конструктивный досуг.

Стратегия достижения поставленной цели

Основой данного проекта  является синкретический подход в освоения традиционной культуры.   Новизна проекта заложена в самом цикле народного календаря, в повторности и периодичности обрядовых песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Дети изучают и проживают одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный материал. Принцип «сквозного воспитания», взятый из жизни, естественным путём помогает решить задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности.

Программа состоит из четырёх разделов:

—    народоведение  (формирование мировоззрения)

—    музыкальный фольклор (развитие способностей)

—    хореография

—    декоративно-прикладное творчество  (овладение приёмами)

Курс «Народоведение» — это не просто получение знаний, но осмысление явлений народной культуры с точки зрения их значения для детей, как нравственных и эстетических ценностей.

Раздел «Народоведение» раскрывается тремя темами:

1) народный календарь, народные обычаи и обряды

2) быт, уклад жизни

3) устное народное творчество

      Раздел  «Музыкальный фольклор»

Народное пение воспитывает любовь к родной песне, к родному языку и поэзии. Учащиеся развивают свои творческие способности, художественно- эстетический вкус.

Раздел «Хореография». Народный танец неотрывен от песни, поэтому занятия по народному танцу сочетаются с занятиями по народному пению.

Цель занятий – привить любовь к народно-бытовому танцу, дать детям первоначальные танцевальные навыки, чтобы они (дети) могли свободно двигаться, исполняя традиционные бытовые танцы.

    Декоративно-прикладное творчество – неотъемлемая часть народной культуры. Задача курса – воспитать чувство прекрасного, научить ребёнка вносить красоту во всё, что его окружает. Курс предполагает знакомство с разными видами народной росписи, изготовления украшений из бисера, плетение поясов, изготовление кукол из различных материалов в народных костюмах.

Таким образом, погружая детей в мир народно-художественного искусства, мы преследуем цель   адаптировать личность ребёнка средствами этнокультурного воспитания, чтобы сформировать национальное самосознание и высокий уровень гражданственности.     

Ожидаемые результаты

  1. Воспитаниечувства патриотизма, гордости к своему Отечеству, духовно – нравственных и культурно – исторических ценностей.
  2. Знание и понимание детьми основных народных праздников, обрядов, их символического значения.
  3. Перенесение народных игр в повседневную игровую деятельность.

Оценка качества реализации проекта

Для изучения результативности используем различные методики, разработанные для диагностических исследований воспитательных систем. Среди них:

  • педагогическое наблюдение, экспертная оценка педагогов и самооценка учащихся;
  • тесты и методики для изучения нравственной направленности, удовлетворённости детей и родителей жизнью в школьном лагере;
  • ключевые дела, подводящие итоги сезона

Данный проект может быть использован для работы в городских и сельских школах области. Он не требует дополнительных финансовых затрат.

Эта целенаправленная работа способствует повышению уровня воспитанности учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности.

Этой работой мы подтверждаем закономерность воспитания, которую сформулировал В. А. Сухомлинский: «Если человека учат добру — …в результате будет добро».