Формирование функциональной грамотности младших школьников согласно ФГОС НОО
23 апреля прошло внеочередное заседание ШМО учителей начальных классов по теме «Формирование функциональной грамотности младших школьников согласно ФГОС НОО». Заседание открыла руководитель ШМО Есауленко Н.Л.. Наталья Леонидовна представила рекомендации Министерства образования Новосибирской области, которые необходимо предпринять в 4 четверти 2020/21 учебного года и в 2021\2022 учебном году.
Орлова Татьяна Михайловна, руководитель РМО Дзержинского района ознакомила коллег с планом информационной поддержки научно-методического сопровождения муниципальных методических объединений учителей начальных классов НСО кафедрой начального образования НИПКИиПРО в 2021 по использованию технологий формирования функциональной грамотности.
Согласно дорожной карте в каждом ОО:
- Проводится внеочередное заседание МО в школе, используя те материалы, которые переданы ему руководителем ММО.
- Информация о заседании МО ОО размещается в рубрике сайта ОО не позднее 19 апреля 2021 года и доведена до сведения Руководителя ММО любым удобным способом.
- В течение месяца (с середины апреля до середины мая) Руководитель МО ОО организует и сопровождает процесс использования учителями начальных классов школы материалов ИСРО РАО для проведения педагогической диагностики, анализирует полученные результаты. Рекомендуем привлечь всех учеников 4-х классов к решению задач мягкого мониторинга для выявления затруднений обучающихся и уточнения дальнейшей методической работы. Важно в каждой школе тщательно изучить вопрос: какие именно задания и по каким из шести компонентов ФГ вызывают наибольшие затруднения у выпускников начальной школы? Результаты необходимо сообщить Руководителю ММО.
Татьяна Михайловна, используя презентацию А.В. Молоковой, подробно остановилась на понятии «функциональная грамотность», её компонентах и особенностях по предметам, показала демоверсии диагностических материалов, продемонстрировала фрагменты вебинара установочной сессии. Сделала акцент на технологии формирования глобальных компетенций.
Андрющенко Л.В., учитель начальных классов раскрыла особенности формирования читательской грамотности. Используя статью А.В. Молоковой и А.Г. Солодухиной, Любовь Владимировна раскрыла технологии, которые способствуют повышению читательской грамотности младших школьников. Совместная творческая и продуктивная деятельность при изучении литературных произведений помогает обучающимся глубже вникнуть и осмыслить замысел автора. Благодаря данным технологиям ученик сам открывает новые знания, превращаясь из пассивного потребителя информации в активного мыслителя и участника образовательного процесса.
Абдурахманова И.Г., учитель начальных классов, с опорой на статью Т.В. Смолеусовой «Значение уроков-экскурсий по математике (страницы книги авторской технологии)» представила задания, которые формируют математическую функциональную грамотность. Ирина Геннадьевна обратила внимание коллег на то, что подобные задания способствуют:
- развитию математической зоркости,
- развитию способностей ориентироваться в окружающей действительности,
- повышает познавательную активность всего класса, а не только избранных,
- повышает мотивацию и интерес, через доступность материала,
- создаются условия сохранения здоровья и т.д.
Для согласованной работы по данному направлению, был скомплектован пакет материалов, который передан каждому учителю начальных классов школы в электронном виде. Решено после сбора и обработки результатов мягкой диагностики провести заседание ШМО и составить план методической работы на 2021/2022 учебный год.
Руководитель РМО учителей начальных классов Т.М. Орлова