Урок литературного чтения — Абдурахманова И. Г.

Технологическая  карта урока по литературному чтению, разработанного учителем начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ №153

Абдурахмановой Ириной Геннадьевной

 

Класс 3
Предмет Литературное чтение
Тип урока Урок формирования новых знаний
Форма  урока Урок-инсценировка
Тема урока Русские народные песни
Имя урока «Вникайте в творчество народное!»
Цель Углубить знания детей о русском фольклоре.
Задачи 1.    Дать представление о жанре русской народной песни и народном празднике.

2.    Развивать грамотную устную речь, умения анализировать, сравнивать, воспринимать художественный текст.

3.    Воспитывать нравственные качества, прививать интерес к истории родной страны, уважение к ее традициям.

Методы Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

 

Форма работы Фронтальная

 

УМК «Школа России»
Оборудование Экран, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, маски.
Время проведения 7 декабря, 14.00, продолжительность 40 мин.
Структура урока 1.    Организационный момент

2.    Актуализация знаний

3.    Введение новых знаний

4.    Первичное закрепление

5.    Итог урока.

 

Ход урока

Деятельность учителя ТСО
I. Орг. Момент

Здравствуйте! Приглашаю вас на урок литературного чтения.

 

II. Актуализация знаний. Постановка цели.

 

«Слово рассыпалось». Соберите его.

 

Фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость, знание».

Произведения устного народного творчества (фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.

 

Вспомним, какие жанры УНТ нам известны.

 

1. Прочитайте предложения. Как вы их понимаете?

 

Береги нос в сильный мороз.

В зимний холод всякий молод.

 

Какой это жанр?

 

2.

Наступили холода.

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?        (Зима)

 

Меня не растили — из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку.

Глаза — угольки, руки — сучки.

Холодная, большая, кто я такая?  (Снежная баба)

 

Ёжик на неё похож,

Листьев вовсе не найдёшь.

Как красавица, стройна,

А на Новый год — важна.               (Елка)

Какой это жанр?

 

3. Прочитайте предложение. Зачем народ придумал скороговорки?

Какой звук повторяется в скороговорке? Прочитаем скороговорку тихо, громко, еще громче. (Хором)

 

Три свиристели еле-еле свистели на ели

 

4. Сказки – следующий жанр. Отгадайте, к каким сказкам нарисована иллюстрация.

 

ВЫВОД: мы вспомнили, с какими жанрами УНТ были знакомы.

 

А сегодня на уроке мы поговорим о русских народных песнях.

Люди всегда на Руси пели песни. Пели песни по разным случаям. Послушайте одну из них.

 

III. Изучение нового материала.

 

1.     В каком случае могли исполнять эту песню?     Это плясовая или хороводная песня.

 

2.        А эту песню не только пели, но и читали как стихотворение, сопровождая движениями рук и ног.

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки —

Самокаточки.

— Кому могли спеть эту песенку?

Это песенка — потешка   для игр с маленькими детьми.

 

3.        – Послушайте следующую песню.

Когда мама укладывает ребенка спать, она поет песню колыбельную.

 

 

4.         Послушайте следующую песню.

Это колядка

-Что такое колядки?

Это обрядовые песни.

— «Колядками» называли и печенье, которое пекли в виде фигурок животных и птиц — «коровки», «козули» и др. Самую большую колядку уносили в хлев и оставляли до Крещения. На Крещение ее крошили в святую воду и кормили скотину, чтобы не болела, хорошо плодилась, знала дом. Остальными «колядками» награждались ряжаные и колядовщики приходящие в дом за их песни.

 

Нет ни одного праздника на Руси, который бы сопровождался таким богатым выбором обычаев, примет, обрядов, как Святки.

С 7 по 14 января – «святые вечера»

С 14 по 19 января – «страшные вечера»

 

В «святые вечера» молодежь каталась на санях, развлекалась, затевала скоморошины. В «страшные вечера», по представлению людей, нечистая сила становится очень активной. Для того, чтобы избежать столкновения с ней, молодые люди, как правило парни, подражали нечистой силе. Они вовсю чудили: закладывали чем попало ворота, так что было не выйти на улицу, забирались на крыши домов и закрывали досками трубы – при топке печи избы наполнялись дымом. Об этих праздничных проказах все знали и относились к ним снисходительно.

Во время Святок запрещалось ссориться, ругаться, сквернословить, совершать предосудительные поступки. Все обязаны были делать друг другу только приятное.

Основным занятием деревенской молодежи в святки было гадание. Гадали во все время святок,   но особенно правдивым считалось гадания в страшные вечера. Существовали гадания с дровами,  животными, хлебом, водой,  ложками, солью, снегом, вениками, не говоря уже о зеркалах и блюдцах. Да и гадали порой в самых разных местах – под окнами, у проруби, в бане, на перекрестках. При этом хотели узнать не только о замужестве или женитьбе, но и о богатстве, судьбе, о жизни и смерти.
Святки наполнены множеством обрядов, которые должны были обеспечить благополучие, уберечь от бед, помочь заглянуть в будущее.

Один из таких обрядов – колядование.

Колядованием назывался обход дворов группой колядовщиков с пением заклинательно — поздравительных песен. Наши предки верили в магию слова и считали, что все, о чем поется в песне в период зимнего солнцеворота, сбудется. Так что когда колядовщики дарили хозяевам добрые пожелания, они получали в ответ самое разное угощение, а то и деньги.

Обход дворов совершали как люди в обычной одежде, так и ряженые. Обязательно среди ряженых были медведь с поводырем. По вечерам ряженые ходили в гости, пели, плясами и величали хозяев.

Рядились все – молодые и старые, мужчины и женщины. В эти дни устраивались забавы, гадания, позволяли себе то, что в обычные дни считалось неприличным. Чтобы не быть узнанным, лицо либо разрисовывали сажей, либо наклеивали усы и бороду из пакли, либо надевали самодельные маски. Очень часто рядились в козу, медведя, старика или старуху, цыгана, солдата.

 

Ряженные — это не просто люди в маскарадных костюмах. Они символизировали силу тьмы, нечистую силу из мира мертвых. Главными масками среди ряженых были: волк, медведь, козел.

 

Маски символизировали следующее:

 

1. Маска медведя  — богатство.

2. Маска козы – плодородие.

3. Маска коровы – долгую жизнь.

5. Маска лисы – хитрость.

6. Маски старика и старухи  —  опыт и связь поколений.

Маски, кстати, тогда назывались «харями».

 

Коляда, коляда,

Накануне Рождества.

Колядка пришла

Рождество принесла.

Коляда, коляда,

Радость, а не беда.

 

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину,

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

Вынимайте пятачки!

 

Каждая семья ожидала колядовщиков, приготавливала для них угощение(орехи, пряники, пироги). Угощать колядовщиков считалось обязательным. Доброму хозяину и пожелания были добрые.

 

С Колядою поздравляем,

Счастья, радости желаем.

Чтобы в поле уродилось, чтоб в хлеву удвоилось,

Чтобы дети подрастали, чтобы девок замуж брали.

 

 

Кто подаст пирога —

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки

Числа б вам не знать!

 

Если же ничего не подавали (Я бы дал пирога – да мука дорога, мы бы дали сало, да самим мало), могли пропеть и такое:

Кто не даст ни копейки —

Завалим лазейки,

Кто не даст лепешки —

Завалим окошки,

Кто не даст пирога —

Сведем корову за рога.

 

(Разучивание колядок)

Колядовщики собирали угощение, а потом шли чаевничать.

 

ВЫВОД: Кроме колядок, о каких песнях еще говорили?

 

Мало кто знает сейчас эти песни, но почему бы в веселой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей по лестничной площадке?.. А те за поздравления и шутки-прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами.

 

Инсценировка

Давайте представим, что мы попали в такую избу, где хозяин и хозяйка уже готовы к встрече колядовщиков и ждут их.

Выбираем бабку и деда (хозяйку и хозяина), ряженых колядовщиков. Разыгрываем сцену прихода ряженых в дом (текст колядок на доске).

 

Ряженые только с песней входят в дом. Хозяйка встречает их со словами: «Добрых гостей с добром встречаем!». Подает угощения.

Колядовщики поют хвалебные песни. Уходят из дома со словами:

 

 

«Мира и богатства вам в Новом году!»

 

Спасибо за активную работу!